За кулисами обманчивая тишина
Как прожит театром период с октября по июнь, что удалось из задуманного, с каким настроением уходят артисты в отпуск, чего нам ждать от сезона следующего – обо всем этом мы попросили рассказать исполняющего обязанности директора Ставропольского академического театра драмы Виктора ГОЛЬСКОГО.
- Виктор Иванович, так получилось, что мы с вами такой же вот беседой на страницах газеты открывали прошедший сезон, правда, тогда вы выступали в качестве заведующего литературной частью. Насколько мы, театралы, понимаем, изменилась не только ваша должность, изменилась во многом и атмосфера в театре как творческая, так и психологическая. Но начать хотелось бы все-таки с того, какими работами на сцене запомнится сезон.
- Сделано немало, мы выпустили за эти месяцы шесть спектаклей – на два меньше обычного, но это то, к чему мы всегда, вообще-то, стремились – для лучшей подготовки постановок. «Странная миссис Сэвидж», «Валентина», сказка для детей «Елена Премудрая»… Разные авторы и жанры. Рядом с комедией «Перебор» - серьезная «Васса Железнова», и тот, и другой пользуются успехом. Людям надо в театре и отдохнуть, и попереживать, и подумать. Ну а завершили сезон «Анной Карениной», быть может, не такой удачной, как хотелось бы, но это же все-таки Толстой. Не получила зрительской поддержки «Валентина», и даже сказка, увы… Тут сказался слабый режиссерский уровень приглашенных постановщиков. Но успех «Вассы Железновой», «Перебора» не случаен, вселяет надежду и одновременно заставляет думать и в новом сезоне сделать нечто серьезное. Другое дело, как это удастся в непростой ситуации, что сложилась у нас с режиссурой…
- Помнится, в начале сезона вы говорили как о главной задаче – о поиске постоянного художественного руководителя, способного вести коллектив, сохраняя его лучшие традиции и развивая новые. Не получилось. Пока. Как быть дальше?
- Искать! Нужен молодой, но творчески состоявшийся режиссер, который бы привнес свою концепцию, свой взгляд, свежую струю, не нарушая накопленного театром за полтора века существования. Чтобы актеры ему поверили и пошли за ним.
- Наверное, есть такие люди в России? Неужели не найдется?
- Шли недавно переговоры с ранее работавшим у нас много лет Алексеем Александровичем Малышевым, кандидатура которого рассматривалась в качестве компромиссного и опять же временного варианта, но решение не принято… При этом невольно вспоминаешь, что в истории нашего театра были такие мощные режиссеры, как Георгий Георгиевский, Валентин Иванов, Семен Рейнгольд, Рафаил Рахлин, да и Алексей Малышев…
- Жаль, что за два года после ухода Малышева в театре так и не появился молодой талантливый последователь.
- В свое время Товстоногов говорил: нет преемников у режиссуры, я уйду, и мой театр станет другим. И жизнь подтвердила эти слова, пришел Чхеидзе и сделал свой театр, причем коллектив ему доверился, вот что важно!
- У нас сложнее – нет такого выбора, как в столицах. Нам нужно режиссера приглашать на житье в Ставрополь, значит, предоставить квартиру, ряд определенных условий для творчества.
- Конечно. И тут без поддержки властей города и края просто не обойтись! Хотя репертуар у нас намечен, а вот как его выполнить? Сейчас исполняющий обязанности главного режиссера Валентин Бирюков ставит «Три супруги – совершенства» Кассоны, коим мы намерены открывать следующий сезон. Пьеса очень оригинальная, с великолепными характерами, актеры заняты замечательные – народная артистка РФ Наталья Зубкова, заслуженные артисты Михаил Мальченко, Александр Ростов, Михаил Новаков, артисты Светлана Колганова, Людмила Дюженова… А в портфеле у Бирюкова замечательная пьеса Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений» – о судьбе знаменитого актера Леметра, которого в Москве играет Василий Лановой. Еще в запасе пьеса Галина «Наваждение», не менее интересная, душевная, психологическая, есть и хорошая пьеса для молодого зрителя, по сути своего рода «Ромео и Джульетта». Да постановщика пока не находится. Ведем переговоры с рядом режиссеров о приглашении на постановки. Прекрасная есть работа у главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова… «Свадьба Кречинского» стоит в планах театра. Выбор, как видите, большой и привлекательный.
- Словом, есть что играть… А как вообще коллектив пережил этот непростой для него сезон «столкновения интересов», каково настроение в труппе?
- Настроение рабочее, творческое. Никакого раскола в театре нет, несмотря на пережитые и пока еще не пережитые кадровые проблемы. Для актера ведь главное чтобы была интересная роль. Я убежден: работа и только работа способна оздоровить любую, самую сложную обстановку. Смотрю на людей и вижу, что они успокаиваются после всех споров и раздоров, приходят в себя, в театре налаживается наконец порядок. Вплоть до того, что вот устанавливали на дневной спектакль-сказку декорации, а они уже пообветшали, так художники и работники декоративного цеха сами кое-что подремонтировали, подкрасили, подклеили – без каких-либо указаний и напоминаний. А ведь это же о чем-то говорит… Люди хотят спокойно работать, и будут работать!
- Конфликтные ситуации не проходят бесследно, согласитесь, они влияют на атмосферу. Тот же судебный процесс по кадровым вопросам, все «вынесения сора из избы».
- Безусловно, вы правы. Некоторые до сих пор еще переживают, кто-то – в душе… Но вот на закрытии сезона мы почувствовали, что душа театра жива, и зрители небезразличны – столько было цветов, даже слезы на глазах!
- У театра есть «обратная» связь со зрителем, вы как-то учитываете пожелания публики?
- Постоянно! Звонят, пишут письма, прислушиваемся к каждому даже самому незначительному, замечанию, от небрежностей в речи персонажей до подбора пьес. Часто просят еще и еще ставить классику, хотя у нас в репертуаре сегодня ее достаточно. Парадокс в чем: просят многие, а вот ходят на классику хуже! Мы ведь потому и ставили «Вассу Железнову» на Малой сцене, в расчете на небольшое количество зрителей. А получилось так, что на спектакль невозможно было билет достать! Пишут из городов и районов, говорят побывавшие на спектакле слова благодарности, высказывают добрые пожелания, и это такая большая поддержка для нас.
- Недавний успех антрепризного спектакля москвичей с водевилем, (кстати, ставропольцы вам искренне признательны за приглашение замечательного коллектива) свидетельствует о том, что все жанры имеют право на сцену.
- Разумеется, мы это прекрасно понимаем, и жизнь это доказала не раз. Театр старается делать свою афишу разнообразной, в ней можно увидеть имена и зарубежных, и отечественных авторов, в ней – и комедии, и драмы. И мы будем продолжать так в дальнейшем, не забывая, однако, о том, что наш театр вот уже почти 160 лет принадлежит к русской реалистической школе, что психологизм – это наша «генетически» заложенная черта.
- А как сейчас складываются отношения театра с правлением краевого Союза театральных деятелей, арендующим в вашем здании помещение? Разногласия преодолены?
- Мне уже доводилось объяснять свою позицию на той пресс-конференции, о которой и ваша газета писала. Пока что мы договорились об отсрочке арендной платы до августа, но ситуация совершенно ясна – по нынешним законам театр должен брать эти деньги. Пусть это и наш «родной» творческий союз. Времена изменились, и требования тоже. Старый договор прежней администрации театра с правлением СТД не имеет силы, так как в нем не представлена третья сторона – министерство имущественных отношений края, а это теперь обязательно. Есть определенная форма, и ее надо просто-напросто соблюдать.
- Хочется надеяться, что за лето страсти улягутся, люди отдохнут в отпусках, придут с новыми творческими силами …
- Будет трудно, могу сказать заранее. Например, из театра, к сожалению, ушел хороший артист Василий Савинов, и теперь придется готовить ему замены в спектаклях. На запланированные гастроли на Кавминводах в сентябре нам выделена сумма, которой не хватит даже на проживание актерам, не считая иных расходов. А Пятигорская оперетта собирается приехать в Ставрополь. Как это все получится в экономическом плане, пока сказать сложно. Может быть, лучше было бы нам выехать через сезон, когда театр будет отмечать свое 160-летие.
Кстати, заботит и другая дата – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Нельзя театру остаться в стороне от этой святой для нашего народа темы. И тут опять выходит на первый план то, с чего мы и начали разговор, – поиск режиссуры.
- Виктор Иванович, вы же и сам режиссер по профессии, много ставите в других городах, не хотите на родной сцене сделать спектакль?
- В сегодняшней ситуации – нет. Это будет кое-кем расценено совершенно однозначно – негативно. Не хочется провоцировать новый виток напряжения.
- Предлагаю завершить беседу по возможности на оптимистической ноте…
- С удовольствием! Повод для оптимизма есть. Недавно я присутствовал на экзамене у студентов актерского отделения факультета искусств университета, которых готовит народная артистка России Наталья Павловна Зубкова, и ребята меня очень порадовали. Признаюсь, не ожидал. Замечательные есть девушки и парни, некоторые из них уже играли у нас в массовках. Налицо – их профессиональный рост. И голоса такие чистые, и такие настоящие… Конечно, еще многому им надо учиться, прежде всего работе со словом. Но в них я увидел будущее театра. Символично, что среди них есть и внучка бывшей нашей актрисы Зои Дмитриевны Катковой, способная девочка, вот вам преемственность. Они будут готовить дипломный спектакль, и, возможно, он войдет и в наш репертуар.
- Вам остается только подготовиться к приему доброй смены, а там можно и большой юбилей – 160-летие театра отмечать!
- Радует еще и то, что в городе театр любят. На моих глазах выросло уже не одно поколение зрителей. Значит, нам есть для кого работать.
* * *
…Тишина наступила в театре – не толпятся зрители у кассы, пусто в зале, зачехлены кресла, смолкло все и за кулисами. Но эта необычная тишь – ненадолго. Уже в середине августа ее вновь нарушат живые голоса актеров, в репетиционных помещениях возобновится подготовка к новому сезону. Пусть он будет удачнее прошедшего, хотя и последнему нам, зрителям, есть за что сказать спасибо.