Охота за группой риска
Взяточник молчал, как рыба. Признаваться не хотелось. А отпираться было бессмысленно: в задержании помимо работников прокуратуры участвовали сотрудники управления собственной безопасности ГУВД СК и контрольно-профилактического отдела управления ГИБДД ГУВД СК. Тут не могло сработать даже такое «обкатанное» заявление задержанного, что, мол, это заранее спланированная провокация…
Б-ев уже не раз попадал в поле зрения офицеров контрольно-профилактического отдела и в негласном досье был причислен к «группе риска». Вмешательство грубо нарушившего правила движения водителя – жительницы поселка Иноземцево К-вой – лишь ускорило развязку. А погорел инспектор на мелочевке: сумма взятки составляла всего-навсего тысячу триста рублей…
Хотя для К-вой и это, наверное, большие деньги: за пересечение сплошной осевой линии суд мог подвергнуть ее штрафу в сумме от трехсот до пятисот рублей или лишить права управлять машиной сроком от двух до четырех месяцев. Мздоимец же за то, чтобы дело вообще не рассматривалось в суде, потребовал в два с лишним раза больше «максимума». И поплатился: по данному факту прокуратурой возбуждено уголовное дело. Кроме того, по результатам проверки, проведенной сотрудниками контрольно-профилактического отдела в Георгиевском ОГИБДД, еще шесть инспекторов этого подразделения привлечены к дисциплинарной ответственности за халатность и нарушение служебной дисциплины. А могло быть и больше…
- Мы практически искоренили бы случаи вымогательства и хамства со стороны сотрудников дорожно-патрульной службы и других инспекторов ГАИ, если бы сами водители были смелее и принципиальнее, - говорит начальник контрольно-профилактического отдела (КПО) управления ГИБДД ГУВД СК подполковник Анатолий Ершов. - Понимаете, уличившая взяточника К-ва, скорее, исключение из правил. Большинство же потерпевших от произвола оглядывается: как бы чего не вышло…
Офицер напомнил о нашумевшем эпизоде, имевшем место в районе Верхнего рынка краевого центра года полтора назад. Тогда наряд дорожно-патрульной службы среди ночи нагло вымогал у владельцев машин деньги за право въезда на торговую территорию. Сотрудники КПО сняли «ретивых» милиционеров на видеопленку, собрали свидетельские показания. Но вот что интересно: заявления согласились написать только четверо водителей, хотя деньги платили более полутора десятков.
Мздоимцев по распоряжению начальника управления ГИБДД ГУВД СК полковника Бориса Булгакова (ему лично подчиняется контрольно-профилактический отдел) с треском выдворили из Госавтоинспекции. Было немало других случаев, когда за взяточничество или другие нарушения увольняли сотрудников, занимавших довольно высокие посты. Но факт остается фактом: мы, водители, «стесняемся» официально заявить в специальные структуры милиции или в прокуратуру о вымогательстве или злоупотреблении служебным положением некоторых инспекторов. Зато потом в разговорах между собой громогласно клеймим всех без исключения сотрудников ГАИ, забывая порой о том, что только в нашем крае они не один десяток раз вступали в схватку с вооруженными бандитами, гибли под пулями, становились жертвами наездов, когда пытались остановить находившихся за рулем пьяниц…
- Сложно работать, - констатирует положение подполковник Ершов. – Зачастую нам пишут или заведомо ложные доносы или же с делом, которое яйца выеденного не стоит, сразу обращаются в Москву, в высшие инстанции МВД. А ведь чего проще: позвонить по круглосуточному телефону доверия в управление ГИБДД (38-76-93) и получить действенную помощь.
Насчет ложных доносов – не преувеличение: сам видел бумагу, где описываются безобразия, творящиеся во время техосмотра в одном из городов края. С десятком подписей. С указанием адресов. Только вот по этим адресам людей с такими фамилиями не оказалось. Пункт техосмотра работал практически без нарушений. За многие десятки с лишним километров сотрудники контрольно-профилактического отдела съездили вхолостую.
Что касается обращения в «верха», то в Кочубеевском районе произошел почти курьезный случай. Юноша, не имевший водительского удостоверения, взял без спроса папину машину и поехал «кататься». Выезжая на главную дорогу, совершил столкновение с иномаркой. Виноват? Виноват! Но в Москву полетела «телега»: мол, водитель иномарки – милиционер. Поэтому работники Госавтоинспекции стали на его сторону…
Между тем сотрудники ГИБДД лишь зафиксировали ДТП и составили его схему. А «недовольство» автохулиганов и его отца было вызвано тем, что за восстановление своей машины водитель иномарки, кстати, давно уволенный из милиции, потребовал тридцать тысяч рублей. А папа с сыном нашли деревенского умельца, который готов был «отреставрировать» ненашенский автомобиль за пятнадцать тысяч…
Позвонили бы по телефону доверия, получили консультацию, и не пришлось бы дергать без причины занятых людей.
К сожалению, звонков как в управление ГИБДД ГУВД СК, так и в подразделения Госавтоинспекции немного. Поэтому сотрудникам контрольно-профилактического отдела приходится выявлять злоупотребления со стороны инспекторов специфическими методами. Это опросы водителей, карточки обратной связи, которые позволяют прогнозировать и пресекать противоправные действия самих правоохранителей. Только с начала года сотрудники контрольно-профилактического отдела, работающие в тесном взаимодействии с управлением собственной безопасности ГУВД СК, выявили более ста сорока случаев нарушения служебной дисциплины, привлекли к ответственности за служебные проступки сто двадцать с лишним милиционеров. Одиннадцать инспекторов, входивших в «группу риска», уличены в нарушении законности.
А если бы еще и водители не «стеснялись» откровенно говорить о поборах, других злоупотреблениях на дорогах и в служебных кабинетах, жить было бы легче. И рассуждения о том, что «все «гаишники» - взяточники», стали бы намного менее актуальными.