В четыре руки
Удивиться можно, побывав в выставочном зале Союза художников, где открылась единственная в своем роде экспозиция. С первого взгляда ни за что не догадаться, почему предметы, имеющие между собой так мало общего, собраны в одном месте. А дело в том, что у каждого из экспонатов как минимум два автора. Афиша недаром содержит загадочное для выставки название «Дуэты», что, кстати, не совсем верно, но об этом позднее…
Первая же картина, которую видит посетитель галереи, – «Мы с призывающей нас музой» А.Соколенко и С.Гончарова, написана 42 года назад, и это единственная работа из прошлого. Все остальное создано специально к выставке, в течение полугода.
Художники, по сути своей индивидуалисты, иногда все же прибегают к практике творчества «в две руки». Можно вспомнить Шишкина и Савицкого, вместе сотворивших любимое всеми «Утро в сосновом лесу», или Левитана, доверившего Н.Чехову написать женскую фигуру в картине «Осенний день. Сокольники». Идея создать целую выставку по этому принципу принадлежит ставропольскому художнику Юрию Атрепьеву.
- Мнения вначале были разные, – рассказывает искусствовед Алина Казанцева. – Много спорили, некоторые утверждали, что все кончится «пшиком», что все это несерьезно, даже надуманно. Но выставка состоялась и удивила всех.
Надо заметить, что в коллективном авторстве далеко не вся уникальность экспозиции. Она и сама эксперимент, и полна экспериментов. Вот, например, странный предмет из железа в углу. Что бы это могло быть? Ассоциации возникают одна за другой, тем более, что название ничего не проясняет: «Другой ракурс». И только потом мне раскрывают секрет: на самом деле это «Голова пилота» работы Г.Мясникова. А соавтору В.Полякову принадлежала мысль – повернуть ее другой стороной к зрителю! Получилось любопытно.
А вот друг напротив друга висят две картины. Не сразу понимаешь, что это один и тот же букет нежных ирисов в хрустальной вазе, выполненный двумя разными художниками – А.Горбиковым и О.Калайтановым – в разной технике. У каждого свое видение сюжета, и оба натюрморта несут индивидуальное настроение.
Не менее оригинальна картина, написанная на 40-летие Сергея Паншина друзьями художника. Она полна какой-то особенной жизнерадостности и праздничного вдохновения, это настоящий калейдоскоп сюжетов, символов и красок. Причем среди гостей юбиляра, внесших в полотно свою лепту, профессионалы были в меньшинстве, а некоторые соавторы впервые держали в руках кисть. Подпись под картиной поставили около 30 человек.
А фиолетовое звездное небо, с ракетами и планетами, названное с документальной точностью «Ночь. 22 мая», – произведение детей художников, не оставшихся в стороне от взрослых затей.
Вообще, художники – большие любители эстетично похулиганить. Накануне открытия прямо в выставочном зале родился «Степаныч». Описать этот выразительный протест губительной силе алкоголизма невозможно. В углу – сваленные бутылки, рядом – больное, дряхлое тело старика-инвалида оплетают трубочки капельниц. Выглядит весьма реалистично, хотя исходным материалом послужила обычная серая оберточная бумага.
Особо стоит сказать о «гофромании». На выставке представлен целый ряд работ художников Атрепьева и Беспоповцева. «Деликатесы», «Лунный дракон», «Терракота», «Гофро-барокко. Миндаль», «Арабика»… Во всем своем великолепии здесь используется упаковочный картон, который обывателю привычнее наблюдать в виде коробок в магазине, чем композиций в выставочном зале. Иногда он откровенно коричневый и ребристый, с застарелыми шрамами в местах сгиба, иногда слегка подкрашенный, приобретающий отдаленное родство с мрамором и песком. Увлечение «гофроматериалом» во время подготовки «Дуэтов» расширилось до задумки новой, отдельной, выставки, посвященной теперь уже только ему.
Как заметила Алина Казанцева, художники обожают искать и находить новые фактуры. В результате обнаружили, что серый плиточный пол выставочного зала при многократном увеличении превращается в лунный пейзаж, а рыбья косточка трансформируется в драгоценный китайский гребешок. Природа подсказывает идеальное, выверенное, стоит только разглядеть и ухватиться. И авангардное искусство оказывается совсем рядом с естественностью и гениальной простотой мироздания.
- Выставка довольно смелая, честная, с долей юмора и даже сарказма, – поделился своими впечатлениями Сергей Паншин. – Это некоммерческое творчество, художники раскрепостились, и картины здесь «дышат».
По словам художника, дуэт может обогатить обоих участников, сделать их произведение сильнее и глубже. Важно не останавливаться, не перенимать чужой опыт, а слить его со своим, найти созвучные черты. Границы могут расширяться.
Через два года «Дуэты» планируют повторить… Хотя, конечно, повторение в искусстве – шаг назад, а отступать никто не собирается. Это будет новый виток новых свежих идей, каких – вряд ли сейчас можно представить.
… Долго не могла я отойти – в прямом и переносном смысле – от творения П.Горбаня и В.Остапенко «Коррида». Врезался в память белый обезумевший от боли зверь, выпучивший на меня свой единственный ещё зрячий глаз, другой уже залит кровью… У каждого здесь найдется свое потрясение, и, может быть, кто-то не увидит в моем быке ничего, кроме картонной формы и красной полоски… Но я-то вижу.