00:00, 26 июня 2004 года

Легальная доза смерти, или Конопляный кич

Не так давно российские политики преподнесли наркоманам неожиданный «подарок» в виде постановления, устанавливающего размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ. Теперь ежедневно в своих карманах все вместе граждане страны могут носить до двух тонн легальных наркотиков. Например, средней разовой дозой гашиша нынче считается 0,5 грамма вещества, высушенной маковой соломки – 10 граммов, невысушенной – 70 граммов, кокаина – 0,15 грамма и так далее. О том, насколько эти дозы действительно «средние» и «разовые», показывает пример героина: его разрешенная для медицинского применения доза – 0,1 грамма. По оценкам специалистов, такого количества хватит для 3-4 начинающих наркоманов. Если же разделить на двоих, то с непривычки можно погибнуть от передозировки. И еще одна важная особенность – теперь понятие «средней разовой дозы» введено в УК РФ, и уголовная ответственность за хранение наркотиков будет наступать лишь при обнаружении у человека 10 или более таких доз. Меньшее количество карается административным наказанием.

О законодательных новинках, наркоторговле на Ставрополье и борьбе с ней наша беседа с начальником следственной службы Управления федеральной службы наркоконтроля РФ по СК полковником полиции Виктором Каплуновым.

- Виктор Федорович, что еще нового, помимо увеличения «разрешенных» доз, ввели законодатели?

- Разбили по частям на составляющие статью 228 УК РФ «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ». Хотя, на мой взгляд, это лишь усложнило следственную процедуру. Изменилась мера наказания. Теперь максимальный срок лишения свободы составляет 20 лет. А вот минимальное наказание – штраф. Подобного раньше не было. И еще, теперь добровольная выдача наркотиков в ходе следственных действий не освобождает от уголовной ответственности. Раньше освобождала, и преступники активно пользовались этой лазейкой в законе. Например, приходили мы для досмотра в дом к человеку, у которого, по нашим данным, хранятся наркотики. Как обязует закон, спрашивали, есть ли у него наркотические вещества. А он в ответ: есть, возьмите. И все – дело закрывалось, незаконные действия оставались безнаказанными.

- Не кажется ли вам, что введение «средней разовой дозы» наркотического вещества – это первый шаг к легализации наркотиков?!

- Вот именно. Поэтому наше управление и врачи-наркологи стали первыми противниками введения таких завышенных доз. В прошлом году от наркотиков умерли 70 тысяч россиян, 500 тысяч человек находятся на лечении в наркодиспансерах. А торговец героином, получается, будет спокойно разгуливать по улицам, имея при себе 0,09 грамма (это несколько доз) и, кроме административного наказания, ему ничего не грозит. Административное же наказание предусматривает штраф или ограничение свободы на пятнадцать суток. Это вообще смешно! Где заядлый наркоман возьмет деньги на штраф?! Дневная доза героина для больного, чтобы снять ломки, составляет в среднем один грамм. А стоит он полторы тысячи рублей. Сначала человек выносит все из дома, потом идет на преступление… Если уж мы собираемся бороться с наркоманией, то нужно в первую очередь разрабатывать комплексную программу по профилактике. И возвращать систему принудительного лечения наркобольных.

- Хоть какую-то пользу «средняя доза» принесет гражданам? Может быть, в тюрьмы будут меньше людей попадать?! А у вашего управления станет меньше работы?

- Думаю, мало что изменится. Так, на сегодняшний день из 854 расследуемых преступлений в связи с принятием «средней дозы» прекращено всего лишь 13 уголовных дел. Ведь сама наша структура создавалась для борьбы не с потребителями, а с поставщиками, распространителями и наркобаронами…

- Почти за год работы ваше управление, наверное, уже изучило наркотические «вкусы» ставропольчан. Насколько болен наркоманией наш край? Известны ли пути поставки этого яда?

- По сравнению с другими регионами страны наш край считается более или менее благополучным. Но выделяется особой спецификой – традиционно у нас выращиваются «слабые» растительные наркотики. Это конопля и мак. К тому же, судя по уголовным делам, в крае в обороте находятся: маковая соломка, героин, марихуана, гашиш, опий. А недавно в крае стало популярно еще одно наркотическое зло – маслянистый, или кондитерский мак.

Что касается наркотрафика, то можно сказать о том, что в наш край везут наркотики из Азербайджана, Таджикистана и Афганистана. В прошлом году был выявлен факт вывоза из края конопли – из Георгиевска в Подмосковье. А не так давно был случай провоза через Ставрополье большой партии нелегального «Солутана» (это лекарство от бронхиальной астмы, из которого делают наркотическое вещество под названием «пирвитин», или, на сленге наркоманов, «винт»). Его доставляли из одного южного города в Поволжье.

- В Воронежской области недавно завершился необычный суд: местное управление госнаркоконтроля возмутилось тем, что на заправках дочернего предприятия одной из крупных нефтяных компаний продавалась чешская водка «Canabis» (приготовленная с добавлением конопляных зерен), расценив это как пропаганду наркотика. Наши же рынки просто забиты вещами, значками, кремами с изображением листьев конопли. Ваше управление как-то борется с этим рекламным валом?

- Конечно, мы также считаем скрытой рекламой использование картинок с изображением наркотика и различных побуждающих его употреблять надписей. Проводим рейды по торговым точкам, предупреждаем продавцов. Проблема в том, что законодательно факт пропаганды очень сложно доказать даже экспертам. Например, указанную вами водку в Воронежской области продавать разрешили, а вот в Калининградской области - запретили. Существует подобный факт и в нашем крае. Сегодня дело находится на рассмотрении в суде. Следим мы также за книжными лавками. Например, недавно управление запретило продажу одной откровенно наркотико-пропагандистской книги.

Какую бы цель ни имел производитель подобной продукции – привлечение внимания к товару за счет «наркоманской» атрибутики или наоборот, - мы не должны допустить, чтобы наши дети привыкли смотреть и относиться к наркотикам как к обыденной реальности.