00:00, 25 июня 2004 года

Пошла, родимая…

Состоявшееся вчера заседание Государственной Думы края под председательством Ю. Гонтаря с участием губернатора края А. Черногорова можно считать этапным. Краевые депутаты концептуально приняли ряд знаковых законопроектов, положивших начало реализации реформы местного самоуправления на Ставрополье.

В «муниципальном пакете» главным стал правительственный законопроект «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территории районов СК», вызвавший немало дискуссий.

«СП» не раз уже писала, что предложенный Думе вариант не устроил некоторые политические силы. Суть претензий сводится к тому, что партии настаивали: в районах при формировании муниципальной власти должны пройти прямые выборы депутатов и глав. Разработчики же говорили о том, что прямые выборы – слишком затратный механизм. Целесообразнее сформировать советы путем делегирования в них двух депутатов и главы от каждого муниципального образования, находящегося на территории района. Глава же администрации муниципального района, согласно схеме, утверждается уже советом. После отбора конкурсной комиссией с ним заключается контракт.

В ходе обмена мнениями позиция правительства не претерпела изменений. Уже знакомая всем мотивация в пользу проекта прозвучала из уст заместителя руководителя аппарата правительства В. Гончарова. Ряд депутатов вступили с ним в дискуссию, пытаясь до конца разобраться, что же сулит жителям принятие законопроекта. В частности, споры в депутатском корпусе вызвала норма, предусматривающая, что главой администрации может стать лишь человек, имеющий высшее образование по специальности «государственное муниципальное управление» или же равноценное. Что понимать под «равноценным» образованием и кто будет определять эту равноценность, спрашивали народные избранники. Не ущемятся ли права других граждан? Решено, что эти и некоторые другие моменты нужно будет доработать. Депутат М. Кузьмин в этом случае указал на то, что глава может приобрести ненужную зависимость от муниципального представительного органа, ведь именно тот дает «добро» на подписание контракта.

Достаточно эмоционально депутат А. Шиянов отозвался и о сроках принятия закона. (Ставрополье начинает муниципальную реформу фактически на год раньше всей страны, которая будет приступать к этому с 1 января 2006 года). Правительство парировало, что край является уникальным регионом. Здесь вопросами муниципалитетов уже занимаются на протяжении длительного времени. Задержка не прибавит опыта, да и времени на устранение возможных ошибок у края будет больше, чем у других субъектов РФ.

Правовая сторона вопроса в целом также оказалась за правительством. Заключения управления Минюста РФ по Ставропольскому краю и краевой прокуратуры хотя и указывают на отдельные недоработки, в целом же концепция будущего закона не вызывает у них возражений, а, значит, подтверждается его соответствие действующему российскому законодательству.

В итоге полуторачасовое обсуждение муниципальных коллизий закончилось в пользу представленного проекта. Не без некоторых уступок, которые, впрочем, существенно не влияют на саму суть закона. Планируется, что принятый в первом чтении, он будет доработан во втором и третьем. Тогда уже будут прописаны «детали». Но и они, исходя из глобальности задуманных реформ, могут привнести ряд сюрпризов.

Начатая муниципальная реформа предполагает массовую перетряску краевых законов. Пересмотру должна подвергнуться система органов государственной власти (гостеррайадминистрации будут ликвидированы), изменится порядок установления границ муниципальных образований, другим станет административно-территориальное устройство. Необходимы и поправки в главный краевой документ – Устав СК. Именно поэтому даже самые скупые на эмоции депутаты реформу называют не иначе как революционной. Впрочем, вчера поправки в Устав вносить не стали. Слишком уж серьезен вопрос, решила Дума. Немалую роль сыграли в этом и крупные города края, которые считают себя ущемленными в правах, сетуя, что краевой вариант муниципальной реформы ориентируется скорее на малые и средние населенные пункты.

Краевой законодательный орган стоит в самом начале реформенных преобразований. В течение ближайших нескольких месяцев должен быть принят весь пакет законов, ведь муниципалитеты на уровне районов, как планируется, приступят к работе уже с 1 января будущего года.

Вчера Дума также приняла в первом чтении еще один законопроект, претендующий на знаковость для края. Теперь на Ставрополье появится собственная промышленная политика, а значит, будет законодательно закреплена поддержка промышленного сектора. Край уходит от моносельскохозяйственного профиля. Понимание необходимости развивать промышленность вселяет определенные надежды. Как было отмечено, законопроект созрел «снизу». К примеру, одним из его активных разработчиков стал Конгресс деловых кругов Ставрополья и его президент В. Травов. Подобные законы имеются уже в 40 субъектах РФ, а на федеральном уровне его пока нет.

Депутаты также познакомились с информацией налоговиков о состоянии собираемости транспортного налога. По некоторым данным, в прошлом году край «недобрал» по транспортному налогу более 300 миллионов рублей. Динамика этого года позитивна, но также оставляет желать лучшего. Причина, как было сказано, в «администрировании» этого налога. У фискальных органов до сих пор нет полной базы по всем автомобилям, у ГИБДД не хватает сотрудников и компьютерной техники, чтобы привести собственную базу в порядок и предоставить ее налоговикам. В результате в статистику закрадываются ошибки, влекущие «недобор» средств.

Глава Ставрополя Д. Кузьмин вчера также рассказал депутатам о состоянии финансового обеспечения обязательного медицинского страхования неработающих граждан в краевом центре. По его словам, по разным причинам медучреждения города недостаточно финансируются, а краевые власти не хотят замечать очевидного – в больницы Ставрополя едут пациенты со всего края, и подход к медучреждениям тоже должен быть особым. Относительно же медстрахования неработающих, было решено исправить перекосы. В Ставрополе есть две страховые компании, одна из которых в большинстве обслуживает неработающих, вторая же – трудящихся жителей. В первой всегда есть нехватка в средствах, вторая живет достаточно стабильно. Администрация города намерена «уравновесить» страховщиков, «поделив» между ними неработающих.

Коснулся разговор и пассажирских перевозок. Теперь благодаря принятому законопроекту льготные категории граждан могут не опасаться того, что их льготы не будут действовать в коммерческом транспорте.

На заседании ГДСК также был рассмотрен ряд других вопросов.