Местную власть в карман не засунешь
Впереди России всей
В октябре 2003 года на Ставрополье была сформирована рабочая группа из 46 человек, задачей которой стала подготовка к реформе местного самоуправления. В группу вошли представители краевой и муниципальных властей, эксперты в области права и экономики, депутаты Госдумы края. Одно из главных обсуждаемых нововведений: муниципальная власть в России теперь будет не только на уровне поселений, но и в районах. Другими словами, районы должны сформировать свои представительные органы и управляться своими муниципальными главами. Государственные администрации будут упразднены. Из-за способа реализации этих положений, четко не прописанного в федеральном законодательстве (он отдается на откуп регионам), и возник основной спор.
По словам В. Гончарова, Федеральным законом предполагается, что его нормы станут действовать на территории России с 1 января 2006 года. Ставрополье же решило опередить ход событий и фактически начать на год раньше. Рабочая группа, изрядно потрудившись, проконсультировавшись не только с московскими, но и зарубежными специалистами, пришла к выводу, что у края есть для этого все возможности – правовые, финансовые, организационные.
Как уже сообщала «СП», буквально на днях на представительном совещании в Москве, организованном администрацией президента РФ, законопроект был одобрен. Более того, как заявили участники пресс-клуба, многие субъекты Федерации хотят поучиться у краевого правительства работе с муниципальными образованиями. И край намерен поделиться своим опытом на форуме, в котором будут участвовать соседние регионы.
В то время как другие субъекты РФ только приступают к необходимому реформированию, на Ставрополье из 760 населенных пунктов уже сформированы 290 муниципальных образований на уровне поселений. (Такое расхождение в цифрах произошло из-за того, что некоторые населенные пункты с небольшим числом жителей объединены в одно муниципальное образование). Они наделены своими бюджетами, что значительно облегчает дальнейшее реформирование.
Есть и иной аргумент в пользу того, что закон стоит вводить раньше. И у федерального, и у местного законодательства по реформе есть недостатки, которые в значительной степени можно будет выявить, лишь начав применять эти законы на практике. Особенно это касается тонкостей финансовой сферы. У Ставрополья будет целый год, чтобы детально выяснить, что же мешает реформам, где в законодательные акты нужно внести поправки, и, таким образом, к назначенному сроку - 1 января 2006 года - прийти с оптимальным результатом, подчеркнула Т. Погорелова.
Выбирать? Не выбирать!
Чем же не понравились столь благие намерения краевых властей влиятельным политическим силам? Ответ на этот вопрос заключается в самом проекте краевого закона «О некоторых принципах организации местного самоуправления на территории районов СК». Речь о способе формирования будущих представительных органов районов. Краевое правительство предложило делать это, делегируя в них по два депутата от каждого из местных советов вместе с главой муниципального образования. Критики законопроекта говорят, что таким образом ущемляются права граждан, записанные в Конституции РФ: жители Ставрополья лишаются права выбирать.
Л. Бунина уверена, что доводы критиков законопроекта несостоятельны, и следует дискутировать в правовой, а не в политической плоскости. По ее словам, прямые выборы возможны лишь там, где муниципальная власть на уровне районов уже существует. На Ставрополье же ее нет. Здесь действуют территориальные государственные администрации, которые лишь потом уступят свое место муниципальным органам власти. А значит, вариант делегирования вполне приемлем.
Правительство края также предлагает не выбирать главу муниципального образования района, а назначать его представительным районным органом по контракту после проведения открытого конкурса среди всех претендентов на это место. Такие прецеденты в крае уже были. По мнению В. Гончарова, эта норма позволит провести во власть профессионалов-хозяйственников, а не тех, кто сумеет лучше построить свою выборную кампанию, больше наобещать населению или же просто с помощью уловок политтехнологов одурачить избирателей. Более того, представительный орган в случае недобросовестной работы нанятого чиновника может с легкостью расторгнуть контракт с ним.
Немаловажным стал для краевого правительства и финансовый аспект. Для того чтобы провести прямые выборы на районном уровне, потребуются десятки миллионов рублей, которые не заложены в бюджете. И, если следовать схеме прямой выборности, край погрязнет в избирательных кампаниях, которые уже наскучили населению. Оно может просто проигнорировать выборы, поставив, таким образом, под угрозу всю реформу местного самоуправления.
В. Гончаров особо подчеркнул, что речь не идет об ущемлении избирательных прав жителей края. Депутаты муниципалитетов легитимны и представляют права своих избирателей. Просто теперь они выходят на более высокий уровень работы, что, конечно, возлагает на них большую ответственность.
В пользу избранной правительством модели говорит и мировой опыт. Даже в демократической Америке, являющейся примером для многих, подчеркнул В. Гончаров, президента страны избирают выборщики, которым делегированы права избирателей. Почему бы и нам не перенять эту «непрямую» схему?
Относительно спора с политическими силами, активно критикующими правительственный законопроект, В. Гончаров посетовал, что не однажды приглашал главных партийных оппонентов к прямому диалогу, но он так и не последовал, а ведется лишь «накат» на страницах СМИ.
Город приравняли к деревне
Есть и другой аспект реформирования, который вызывает немало разногласий. Предлагаемая правительством схема, говорят критики законопроекта, уравнивает в правах райцентры с большим числом населения и мелкие поселения: и те, и другие будут иметь одинаковую квоту в представительных органах.
Здесь налицо противоречия федерального законодательства, считают участники пресс-клуба. С одной стороны, закон говорит, что число депутатов, избираемых от одного поселения, не должно превышать 2/5 от установленной численности представительного органа. С другой стороны, в случае всеобщих выборов действует требование примерного равенства избирательных округов по числу избирателей. Но как быть, если в большинстве наших райцентров живет едва ли не половина населения района?
По мнению правительства, равное делегирование депутатов позволит выравнять в правах «большие» и «малые» муниципалитеты. Последние, особенно при формировании бюджета, оказываются в роли «младших братьев», которым достаются крохи. Новая схема позволит учитывать их интересы. От этого, по мнению разработчиков, должны выиграть сельские населенные пункты. Таким способом власть аграрного Ставрополья хочет поддержать селян и несколько умерить запросы городского населения, уровень жизни которого выше.
Межа раздора
Реформа местного самоуправления в России преподнесла и ряд других спорных моментов, которые теперь приходится «расхлебывать» краевой законодательной и исполнительной власти. Один из них - границы муниципальных образований, без установления которых дальнейшее продвижение реформ невозможно. В крае «межа» определена для 25 районов и восьми городов краевого значения. Загвоздка - с крупными городами, которые имеют территориальные претензии к более мелким городам-спутникам и тем самым тормозят реформу, сроки которой, как уже было сказано, на Ставрополье решили ускорить.
По словам В. Гончарова, в этом случае подразумевается город Ставрополь, который никак не найдет общий язык со Шпаковским районом и его райцентром Михайловском, продолжая территориальные усобицы. Второй «неспокойный мегаполис» - Георгиевск, оспаривающий право на вхождение в свои владения земель нескольких соседних муниципальных образований.
Установление границ должно быть закончено уже к июлю этого года, и депутатам ГДСК предстоит разрешить эти наболевшие вопросы. Тем временем ни одна из сторон не намерена уступать.
Политика прагматизма
Была затронута и тема, напрямую не касающаяся полемики вокруг закона. Многие предполагают, что, настаивая на своей редакции закона, правительство края намерено сформировать подконтрольную себе муниципальную власть. Что в свою очередь позволит добиться желаемого результата в 2005 году, в котором, как известно, должны состояться выборы губернатора края.
В. Гончаров сообщил, что в будущем году на Ставрополье предстоит реализовывать административную реформу, ряд других серьезных начинаний. Решать эти проблемы будет много легче, если край не погрязнет в муниципальных выборах. Правительство края исходит из политики прагматизма и разумного администрирования, высвобождая себе год для важных дел.
Формирование же муниципальных органов власти в районах за год до федерального срока, по его мнению, вряд ли удобно для краевой власти. С муниципалами у краевого правительства всегда возникает достаточно споров и конфликтных ситуаций, так что подконтрольной, «карманной» новую структуру сделать не представляется возможным.