00:00, 24 июня 2004 года

Говорит и показывает...одиночество

Сыграны премьеры «Урок дочкам» Крылова и «Сердцебиение» по Чехову, спектакли «Эти свободные бабочки» Л. Герша, «Вечный след» В.Романенко, «Мчатся бесы» по произведениям А. Пушкина.

Заслуженный артист РФ Владимир Гурьев, основатель и руководитель студии, рассказал о готовящейся премьере (она будет осенью). Острые конфликты, переплетенные судьбы, противоречивые характеры…

Основная тема «Игр» – одиночество, брошенность, отторженность от мира – особенно пронзительна в исполнении молодых актеров: всем им от 15 до 27. Здесь, в театре, проживается и осмысливается то, о чем обычно молчат дома. «70 процентов детей, приходящих в студию, наверняка одиноки», – с грустью говорит Владимир Владимирович. Страх остаться наедине с неизбежно возникающими трудностями, ощущение зыбкости и неустойчивости своего маленького мира прячутся почти в каждом и, тесно соприкасаясь с текстом пьесы, рождают потрясающее по глубине, а в целом – сильное жизнеутверждающее впечатление у зрителя.

Произведение Арбузова не ново: 30 лет идет в знаменитом московском Ленкоме у М. Захарова. В постановке «Слова» чувствуется осторожное «дыхание времени» – например, появился мобильный телефон, упомянут «Норд-Ост», компьютер, устаревший молодежный сленг заменен современным. Вместе с тем, считает постановщик, – ничего лишнего. Суть осталась та же: поколения сменяются, а проблемы «…-надцатилетних» – прежние. Не хватает тепла, родительской заботы, внимания, которое могло бы спасти от ошибок, подсказать быстро взрослеющим детям выход из тупика, когда они переносят свои игры на реальную жизнь. «Пьеса очень добрая, нужная. На долгие времена», – уверен Владимир Гурьев.

Главное действующее лицо на репетиции, конечно, режиссер. Владимир Владимирович в постоянном движении. Его замечания по ходу действия сами просятся в блокнот – столько смысла и точности. Его кредо: в театре нужно идти к улыбке – тогда она дорого стоит. Злость и агрессия на сцене – в минимальных количествах, ее и так везде много! Режиссуру Владимир Владимирович чувствует… в футболе, у Рональдо, к примеру. Отсюда совет: смотрите футбол, ребята. И еще много, много можно подсмотреть у жизни такого, что позволяет «постичь зернышко роли», вызвать нужные эмоции, которые должны родиться от мысли и воспоминания, от воображения. А воображение – одна из главных составляющих актера. Такая вот причудливая для стороннего человека «актерская кухня».

В спектакле заняты и новички, пришедшие несколько месяцев назад, и самые опытные студийцы, с которых начиналось «Слово»: Вячеслав Ходус, Юлия Пересыпкина, Вячеслав Савин. Слаженно и гармонично разрабатываются образы главных героев: цельные, глубокие, индивидуальные и вместе с тем дополняющие друг друга (их исполняют Роман Дудко, Денис Цопорь, Олег Толмачев и Анна Куликова).

Сейчас в студии около 60 человек. Никому из желающих попробовать себя в этом ремесле-искусстве Владимир Владимирович не отказывает; студия сама проверяет «на выживаемость». Плотный график занятий (практически каждый день), необходимость полностью, без халтуры, без скидок на возраст и занятость отдаваться делу – все это не так легко, как кажется из зрительного зала. Владимир Гурьев упомянул и «студийность» как особое качество своих подопечных, то есть умение работать в коллективе, чувствовать партнеров по сцене. «Мы – народ серьезный», – говорит Владимир Владимирович. Все действительно очень серьезно. Театр – принципиально! – работает только с великой драматургией: Пушкин, Лесков, Островский, Чехов, Крылов, и задачу свою студийцы видят в том, чтобы донести ее непреходящие духовные ценности до своих юных современников. «Мы не развлекаем, мы увлекаем» – вот мысль, с которой живет «Слово».

Дарья ИВАХНЕНКО