Мы оказались безоружны
О том, что число погибших гораздо больше названных вчера утром официальными источниками цифр, свидетельствует и расстановка сил боевиков и оборонявшихся милиционеров. Очевидцы утверждают, что около 200 экстремистов с территории Чечни и Северной Осетии одновременно напали на 20 точек на территории Ингушетии. «Нападавшие разбились на несколько крупных групп и вошли в города Назрань, Карабулак и станицу Слепцовскую», - заявил источник, близкий к правоохранительным органам. «Еще несколько мелких групп, - сообщил он, - заняли позиции на ключевых дорогах Ингушетии».
В числе погибших - исполняющий обязанности министра внутренних дел Ингушетии Абукар Костоев, прокурор Назрани Мухарбек Бузуртанов, прокурор Назрановского района Белан Озиев, следователь по особо важным делам республиканской прокуратуры Тимур Детогазов, а также сотрудники милиции и мирные граждане. По словам президента республики Мурата Зязикова, есть много жертв и среди населения. В связи с этим с 23 июня в Ингушетии объявлен трехдневный траур.
Алу Алханов, глава МВД Чечни и вероятный кандидат на пост президента республики, заявил, что нападение было организовано лидером чеченских боевиков Шамилем Басаевым. Он также сообщил, что эта акция была осуществлена при одобрении и поддержке Аслана Масхадова. «Мы располагаем сведениями, что именно Басаев подготовил эту операцию, и именно его люди участвуют в ней», - заявил Алханов.
Когда в соседней со Ставропольем республике погибли десятки людей и сотни ранены, вроде бы нехорошо говорить о просчетах наших правоохранительных органов. Между тем и умалчивать об этих просчетах, на мой взгляд, непозволительно. И вот почему.
На прошлой неделе информ-агентства наперебой предупреждали, что лидеры чеченских боевиков Шамиль Басаев и Аслан Масхадов грозятся нанести России «серьезные, болезненные и неожиданные удары». Масхадов, например, в интервью радио «Свобода» говорил, что в ближайшее время боевики «перейдут в наступление». Но, кроме журналистов, пожалуй, никто эти угрозы и предупреждения всерьез не воспринял. Прокурор Чечни настойчиво заверял общественность, что в республике практически не осталось крупных бандформирований. Органы МВД Чечни сообщали, что в рядах сепаратистов осталось не более пятисот боевиков. Победные реляции об уничтоженных сепаратистах распространял региональный штаб, руководящий контртеррористической операцией на Северном Кавказе…
Нет, не злорадствую. Мне тоже обидно и больно. Больно за родных и близких погибших. Обидно за «рассеянность» наших спецслужб, не воспринявших всерьез угроз «непримиримых». «Предупрежден
– значит вооружен» - эта мудрость для людей в больших погонах до сих пор, к сожалению, недоступна…
Более или менее серьезный отпор сумели дать сепаратистам пограничники Назрановского отряда. В беседе с корреспондентом «СП» начальник пресс-службы Северо-Кавказского погрануправления ФСБ РФ подполковник Сергей Ливанцов подчеркнул, что, несмотря на пожар, возникший в результате обстрела, военнослужащие несколько часов вели бой с бандитами. К месту происшествия были стянуты резервы погранслужбы из Ставропольского края, взаимодействующих министерств и ведомств. Пограничники сумели блокировать возможные пути отхода нападавших. Но и здесь без жертв не обошлось: погиб один и ранены четверо военнослужащих.
Активные боевые действия продолжались в Ингушетии до трех часов ночи вторника. Горели склады МВД в Назрани. Частично были разрушены здания МВД и Назрановского погранотряда, в Карабулаке повреждены места базирования ОМОНа и гор-отдела милиции...
Самое непонятное: ни одно информагентство (даже со слов официальных источников) не сообщает о потерях боевиков. Они что, действуют в специальных скафандрах, не пробиваемых пулями и осколками?
По последним данным, боевики пытаются через лесные массивы отступить в сторону Чечни. Правоохранители Ачхой-Мартановского района заверяют, что все дороги блокированы и через административную границу с Ингушетией не просочится ни один бандит. Можно бы и поверить. Если бы мы не оказались «безоружны» перед нападением, о котором сами сепаратисты предупредили заранее.
Вчера Ингушетию посетил Владимир Путин. Из Назрани глава государства перелетел на вертолете в Магас, где в здании администрации президента в течение часа беседовал с главой Республики Ингушетия М. Зязиковым. Затем состоялась отдельная встреча с полпредом президента в ЮФО В. Яковлевым. «Федеральный центр недостаточно делает для того, чтобы защитить республику», - заявил В. Путин на совещании. Президент сообщил, в частности, что в Назрань будет введен еще один полк внутренних войск.
Прозвучавшее публично на краевом уровне сообщение о том, что в боестолкновениях с бандитами в Ингушетии погибли несколько сотрудников Ставропольского ОМОНа, как показала проверка «СП», не имеет под собой почвы: в боях участвовали бойцы отряда милиции особого назначения Курской области. Потери среди них уточняются.