00:00, 19 июня 2004 года

И вечный бой

Над этим бьются врачи и медсестры ожогового центра. Именно бьются. Потому что хотя центр и называется краевым, фактически является структурным подразделением второй городской больницы Ставрополя - муниципального учреждения здравоохранения, - со всеми, как говорится, вытекающими отсюда последствиями. А последствия эти, прежде всего, касаются финансирования. Оно чрезвычайно скудное. Приобрести на те средства, что выделяются из городского бюджета, что-нибудь стоящее из оборудования очень сложно. К тому же суммы из года в год уменьшаются. Купили восемь лет назад барокамеру, без которой трудно лечить обширные и глубокие ожоги, но ввести ее в эксплуатацию не смогли: не хватило 100 тысяч рублей и спонсоров не нашли. Так и пылится она теперь в больничной кладовой.

Единственное дорогостоящее приобретение за последние 10 лет - французская медицинская специализированная кровать на воздушной подушке, так называемый клинитрон, для тяжелых ожоговых больных да пара пластиковых противопролежных матрацев. Кровать эта - одна на 40 пациентов - от интенсивного использования часто выходит из строя. Давно выработали свой ресурс и дерматомы - аппараты для пересадки кожи, хирургические ножницы, пинцеты и прочие инструменты. Все это осложняет работу хирургов и травматологов.

Стоит упомянуть, что на питание пациентов здесь выделяется всего по 18 рублей в день, а ведь ожоговые больные интенсивно теряют белок, его нужно восполнять. Эти люди в большинстве своем не могут рассчитывать и на передачи из дома - их привезли в Ставрополь из разных уголков края, не у всех родственники имеют возможность часто приезжать и привозить продукты.

Тем не менее, врачи, несмотря на трудности, делают все, чтобы спасти каждого больного.

- Коллектив у нас золотой, - говорит заведующий ожоговым центром, главный комбустиолог края (специалист по ожогам) Аубекир Тоторкулов. - Наши хирурги и травматологи - такие, как Николай Гамбурцев, Николай Толстиков, Виктор Магуй, - высококлассные профессионалы, работают в отделении много лет. А какие найти слова, чтобы рассказать о наших медсестрах - Марьят Чвалун, Тамаре Жуковой, Назлыхан Тлековой и других, которые за зарплату в 1200-1500 рублей круглосуточно ухаживают за тяжелыми больными, ежедневно видят кровь, страдания людей, но не оставляют своего дела?

Сам Аубекир Шахланович работает в ожоговом центре с декабря 1984 года, пришел сюда сразу после окончания мединститута и интернатуры. Прежде чем получить высшую квалификационную категорию и стать заведующим, был рядовым врачом, оперировал, летаал, как и другие, на самолетах санавиации в разные точки края, чтобы оказать экстренную помощь тем, кто попал в беду.

В апреле ожоговый центр отмечал 20-летний юбилей. Подвели некоторые итоги, и оказалось, что за эти годы небольшой, в общем-то, коллектив медиков, в котором всего семь врачей, вылечил 12 тысяч больных.