00:00, 16 июня 2004 года

Выборы без выбора?

- Анатолий Федорович, многие региональные политики недовольны внесенным законопроектом. Налицо редкое единогласие: и левые, и правые, и центристы выступают единым фронтом. С чем это связано?

- Постараюсь наиболее доходчиво разъяснить ситуацию. Упомянутый законопроект принимается в рамках федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этому закону до 1 января 2006 года вся структура органов местного самоуправления должна быть приведена с ним в соответствие. «Местная власть» должна появиться и на уровне районов, то есть, там будут существовать выборные исполнительные и представительные органы.

- А в чем могут возникнуть проблемы, если этот закон будет принят?

- Дело в том, что законопроект, внесенный для рассмотрения депутатам краевой Думы, предполагает, что представительные органы муниципальных районов должны быть сформированы из глав местных муниципальных образований, находящихся на территории этого района, а также из двух депутатов представительных органов власти указанных поселений. Это нарушает ряд основополагающих принципов, которые должны быть соблюдены при выборах органов местного самоуправления.

Давайте разбираться. Предположим, что существует район, где есть, скажем, три населенных пункта: «столица» с десятком тысяч горожан и «сёла» «А» и «Б» с двумя сотнями жителей в каждом. Получается, что согласно законопроекту в представительный орган войдут главы всех трех населенных пунктов и по два «депутата» от местных советов. Но как будет соблюдаться принцип пропорционального представительства, ведь в «столице» живут десятки тысяч человек, и они будут представлены тоже двумя депутатами, как и «села», где проживают всего две сотни жителей? Именно такая ситуация возникает в Шпаковском районе. Его «столица» Михайловск и села Верхнерусское и Казинка будут представлены одинаковым количеством «депутатов». Ответа на этот вопрос предложенный правительством края законопроект не дает. А ведь здесь нарушается федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Он говорит о том, что количество избирателей в округах по выборам депутатов представительного органа должно быть равным.

Другой немаловажный момент. Население фактически лишается права на выбор. Он у граждан просто отсутствует. Выборы должны быть прямыми. Конституция говорит о том, что каждый гражданин имеет на это право.

И еще. Принятие закона может породить «национальную» проблему. В восточных районах края подчас национальности живут компактно, в пределах нескольких муниципальных образований. И если одна национальность «помещается» в одном населенном пункте, то другая «разрослась» на несколько. Этот диспаритет в представительстве чреват серьезными последствиями. Положение на востоке Ставрополья и без того сложное.

Встает здесь и кадровый вопрос. Депутаты местных советов избирались, чтобы отстаивать интересы земляков на уровне своих муниципальных образований. Более высокий районный уровень может оказаться им просто не по плечу. Для повышения их «квалификации» потребуется достаточно протяженный временной отрезок, а в результате районные представительные органы или вообще не будут работать должным образом, либо станут «марионеточными», что приведет к непредсказуемым последствиям.

- Но федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает два варианта формирования представительных органов на уровне районов. Первый, как в краевом законопроекте – делегирование полномочий и представителей органами местного самоуправления поселений, входящих в состав районов. Второй предполагает прямое избрание депутатов населением. В чем не правы, по-вашему, разработчики краевого закона?

- Представительные органы муниципальной власти на уровне районов на Ставрополье формируются впервые. А депутаты первого созыва могут быть избраны только прямым голосованием населения, поскольку согласно ст. 35 федерального закона избрание способа формирования путем делегирования возможно только в период действия органа, уже сформированного путем всеобщего равного и прямого голосования. Кстати, это мнение и комитета ГДРФ по вопросам местного самоуправления. Я еще 6 июня проект этого закона с моим сопроводительным письмом представил председателю этого комитета А. Мокрому для изучения.

- А как же политические партии и движения, они, согласно законопроекту краевого правительства, остаются «за бортом»?

- Фактически – да. Проект краевого закона не предполагает их участие в формировании местных органов власти на уровне районов. Я склонен считать это абсурдом. Но нужно помнить, что партийная позиция, в том числе и «Единой России», далеко не всегда угодна власти. Таким способом, не допустив к выборам партии, общественные организации да и избирателей, эта самая власть убирает сильных соперников. Ведь они способны повлиять на принятие будущих кардинальных решений, сделать так, чтобы выигрывали от них не чиновники или приближенные к ним группы, а большинство, то есть население. Я вообще не понимаю, почему мы на одни и те же грабли должны в крае наступать дважды. Ведь опыт местного самоуправления в городах края есть - и немалый. Шишек набито много, но нам все мало. Ну, скажите, что это за глава администрации района, которого эти так называемые «районные» депутаты будут принимать на работу по контракту. «Урезанный» глава хорошо работать не будет. Это уже было в городах Ставрополе и Железноводске, и от этого быстро отказались.

- Но стоит ли так драматизировать ситуацию, ведь впереди еще полтора года для приведения в соответствие с федеральными стандартами муниципальной структуры?

- По моим данным, Государственную Думу края хотят принудить принять этот закон до парламентских каникул, то есть на одном из ближайших заседаний. С главами муниципальных образований, с руководителями государственных администраций уже проведены консультации, инициатива которых исходила от краевых властей. Можно только догадываться, в какой форме они проводились. Мне доподлинно известно, что многие из них против этой «реформы», но они люди подвластные и поэтому вслух об этом не говорят. Система лоббирования отработана очень хорошо, а вот последствия могут быть непоправимы.

А аргументы здесь следующие: не отработана до конца схема межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации, между субъектами Федерации и муниципальными образованиями. До сих пор не определено, кто какой собственностью владеет и на каких условиях. Другими словами, нет пока истинного хозяина у школ, больниц на селе, дорог и водопроводов, детских садиков и клубов и т.д. Не решено, кто дает деньги на их содержание. А власть без имущества и денег – это бутафория. Куда мы спешим?

- Но какова цель всех этих действий?

- Скрывать не стану, что «Единая Россия» стремится к тому, чтобы все жители Ставропольского края могли делать независимый собственный выбор. Сейчас же с помощью различных уловок за них это пытается сделать кое-кто другой. Обратная сторона медали – предстоящие губернаторские выборы. Управляемая, если не подконтрольная, структура может оказаться важным инструментом для достижения целей. И здесь ничего удивительного нет. На месте губернатора, вероятно, многие из нас поступили бы так же. Другой вопрос – надо ли это жителям края?

- Ну а, кроме критики, что вы можете предложить?

- Вопрос серьезный и поэтому требует всесторонней доработки. Думаю, не лишним будет общественное обсуждение законопроекта. В консультациях должны принять участие все политические и общественные организации региона. Свои предложения должны внести и национально-культурные автономии, ученые, политологи и общественные деятели, а также комитет по местному самоуправлению Государственной Думы России. Следуя именно таким путем, мы сможем во всем разобраться и принять закон, который бы реально работал во благо жителей края и не противоречил существующим нормативно-правовым актам, да и просто здравому смыслу.

КСТАТИ. В Ставрополе состоялась встреча актива местных отделений «Единой России», депутатов представительных органов власти с членами партийной фракции в Государственной Думе Ставропольского края. Основной темой разговора стало реформирование местного самоуправления на Ставрополье. Особое внимание уделено внесенному в ГДСК правительством края законопроекту «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территории районов СК». Участники дискуссии высказались против этого законопроекта. Во встрече принимали участие более 150 человек. (Соб. инф.).