Есть ли в России кино,
В этом году киноотрасль Ставрополья отмечает 70 лет своей деятельности. В 1933 году при Совете народных комиссаров РСФСР был образован трест по прокату кинофильмов на территории Российской Федерации – Роскино. А год спустя, в 1934-м, в Пятигорске создается региональный Северо-Кавказский государственный трест по прокату фильмов – «Севкавкино». Итак, позади у краевого кинопроката большая, богатая событиями история. А каков его сегодняшний день? Об этом размышляет директор Ставропольского киновидеопроката, заслуженный работник культуры РФ Лариса Полякова.
Произошедшая в нашей стране в конце ХХ века перестройка коснулась буквально всех сторон экономической, политической, общественной жизни, круто поменяла отношения в обществе. И при этом «успешно» уничтожила мощную киноиндустрию. А ведь еще пятнадцать лет назад в СССР было 3600 кинотеатров-тысячников, огромное количество дворцов и домов культуры с кинозалами, действовали 30 тысяч сельских киноустановок. И вот едва ли не все это рухнуло под напором реформ, что нанесло урон не одной только непосредственно отрасли кино. Миллионы соотечественников оказались лишены своего, российского кинематографа, и это, думаю, не могло не сказаться на духовно-нравственном здоровье всего общества.
В бывшем Союзе кино выполняло несколько разных, но чрезвычайно серьезных функций: оно развлекало, просвещало, воспитывало… Например, воспитывало чувство патриотизма. Культивировало лучшие моральные качества в человеке. В чем-то даже – конечно, по-своему! – замещало такой духовный институт, как церковь. При этом и количественные показатели проката отечественных фильмов были фантастическими: некоторые киноленты собирали за год до 100 млн. зрителей! Сегодня это даже трудно представить, увы…
Кажется, ни для кого не секрет, а уж для профессионалов в особенности, что последствием пережитых масштабных разрушений явилась самая настоящая драма молодого поколения, лишенного ярких позитивных впечатлений, таких, какие нес кинематограф ранее их отцам и матерям. Если по большому счету, то кино в значительной степени несло в себе ту самую «национальную идею», о которой в последние годы заговорили да все никак не могут найти. Знаменитый киношный Чапаев, несомненно, был нашей национальной идеей. Как и неслыханно популярное «Белое солнце пустыни». Как не сходящие до сих пор с телеэкранов нестареющие «Девчата». Этот список можно продолжать и продолжать. Многие герои тех фильмов буквально входили в души, своим примером способствовали формированию личности…
Сегодня в России насчитывается всего 393 так называемых кинотеатра нового поколения, оснащенных современными достижениями киновидеотехники, но демонстрирующих преимущественно… ленты американского производства. Причем подавляющее большинство этих кинотеатров находится в руках частных владельцев, а это значит – влиять на их репертуарную политику государство не в силах. И лишь менее двух тысяч старых кинозалов, выживающих исключительно благодаря энтузиазму подвижников, остаются слабыми островками в бурном, безжалостном океане киноконкуренции. Нынче нам не до миллионных аудиторий. 300 тысяч зрителей на российской картине за год – и то подарок. Знаете, выросло целое поколение, в котором есть люди, ни разу в жизни не видевшие большого экрана – только «ящик»! Доходит до абсурда: молодежь, попадая из провинции в столичный или просто городской кинотеатр, во время сеанса ждет, когда фильм прервет… реклама. Воспитанные телевидением, юноши и девушки иного подхода к киноискусству просто не знают.
Получается, что, с одной стороны, телевидение вроде бы помогло кинемато-графии в трудные для нее годы, взяв на себя показ картин, ушедших, а точнее, вытесненных из кинозалов. А с другой – оно же, по сути, развратило зрительскую аудиторию, отучило ее от нормального восприятия кино как произведения искусства. Люди отвыкли от самого этого важнейшего явления искусства – понятия художественного образа. Того, через который и проникали в наши умы и души светлые гуманистические идеи. Я уж не говорю о том, насколько отличается коллективный просмотр картины в большом зале от камерного семейного просмотра у телеэкрана. Насидевшись у телевизора, люди сегодня начинают выходить из дома и постепенно возвращаются в кинотеатры. Но вот что они там могут увидеть? Все ту же американскую «жвачку»? Между тем надо признать неприятную для нас реальность: рядом с этой самой «жвачкой», но снятой зрелищно и на хорошем техническом уровне, российский репертуар выглядит, увы, достаточно серым. Неудивительно, что пока аудитория, особенно молодежная, предпочитает «импортную» кинопродукцию. Именно – пока. Ибо даже в молодежной среде прорастает и накапливается разочарование, о чем можно судить по приводимым в прессе высказываниям: юноши и девушки все чаще говорят о том, что все американские фильмы однотипны, что большинство западных лент имеют, по сути, один сюжет, что отечественное кино им ближе по своему стилю, хотя и уступает в той самой зрелищности… Поразительные по глубине мысли современного молодого человека приводит журнал «Киномеханик»: «Когда мы станем такими, как сейчас наши бабушки и дедушки, пишет автор, то просматривая какой-либо фильм, что мы будем вспоминать? Наверное, ничего. Ведь события, о которых рассказывается в американских лентах, отражают историю и жизнь другого народа, другой страны, чужие взгляды на мир…»
Словом, потребность в своем, российском кино налицо. А это – благоприятная социально-психологическая ситуация для ренессанса отечественной кинемато-графии, для занятия нашими фильмами подобающего места в кинорепертуаре. Представляется крайне важным поддержать едва наметившуюся тенденцию возрастания интереса к отечественному кино. На общероссийском уровне главной мерой поддержки является прежде всего поощрение создания все новых и все более качественных картин, укрепление кинопрокатной сети. Что касается уровня регионального, в частности, у нас на Ставрополье, могу сказать, что специалисты, работающие в киноотрасли, стараются сделать все от них зависящее. Правда, возможности наши весьма ограничены. Но это в какой-то степени компенсируется наличием в большинстве районов края людей, преданных своей профессии, умелых организаторов массовых мероприятий и развлечений.
Между прочим, именно благодаря энтузиазму и преданности горстки старых кадров в Ставропольском крае еще сохраняется небольшая ( в сравнении с мощной киноиндустрией прошлого) сеть киноустановок, которые живут и работают по принципу «вопреки». Вопреки отсутствию материально-технического снабжения, вопреки низким зарплатам, вопреки слабому репертуару… Они, эти скромные труженики, каждый по-своему, тоже работают на возрождение отечественного кино! В последние годы наиболее успешной формой привлечения массового зрителя стали кинофестивали. От рядового киносеанса их отличает уже хотя бы цельная программа, содержащая и встречу публики с творческой группой картины, с популярными актерами и режиссерами, известными людьми края. Дважды с большим успехом проходил у нас фестиваль, например, исторического фильма – в рамках целевой программы «Культура России 2001-2005 гг.», при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и организационной помощи краевого министерства. Большое количество зрителей привлекла демонстрация фильмов киноповести С. Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век ХVlll…» На встречах со зрителями в Ставрополе, Невинномысске, Георгиевске, Изобильном картину представляла сама режиссер-постановщик, приезжали к нам по очереди и актеры Д. Харатьян и Д. Веркеенко. А в селах Изобильненского, Курского, Красногвардейского, Ипатовского, Кочубеевского, Новоалександровского районов мероприятия фестиваля организовывали местные энтузиасты, клубные работники. Это были и киновикторины по истории России, и обсуждения фильмов после сеанса, и всевозможные игры, и даже мини-спектакли на исторические темы, поставленные местными театральными кружками и студиями. Всего таких мероприятий по краю прошло около 50.
* * *
В соответствии с упомянутой общероссийской программой и нынче пройдет новый кинофестиваль с главным девизом «Дружба народов – единство России». Это – приятные, хотя и требующие сил моменты в деятельности киноотрасли края. А вот куда деться от очевидных нерешенных проблем – с устаревшей техникой, с требующими ремонта кинозалами, с репертуаром, наконец? Быть может, размышления Ларисы Петровны Поляковой подтолкнут ответственных руководителей культуры к новым шагам в деле возрождения нашего кино. Будем надеяться.