КОЗАКоломка
Реформа местного самоуправления в России идет уже более десятка лет. Последний этап, идеологическим вдохновителем и реализатором которого стал Д. Козак, возглавив «профильную» госкомиссию, поставил вопрос ребром – реформе быть. Как следствие, ГД РФ был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который стал настоящей головоломкой для регионов, ведь его положения диктуют необходимость субъектам РФ вносить поправки в собственные нормативно-правовые акты и принимать новые.
Закон предписывает, что до 1 января 2006 года должны быть сформированы органы местного самоуправления на территории районов. Но как это сделать наиболее удачно и органично - ведь речь идет о власти, которая в ближайшей перспективе не только заменит территориальные госадминистрации, но и будет на местах определять экономическую и социальную политику.
Председатель комитета ГДСК по госстроительству, местному самоуправлению и правопорядку И. Прокопенко, готовивший заседание «круглого стола», признался, что даже депутаты пока не могут найти для себя четких ответов, именно поэтому и требуется разговор между всеми заинтересованными сторонами.
Большую осведомленность в этом вопросе имеет правительство края. Заместитель руководителя аппарата ПСК В. Гончаров отметил, что Ставрополье начало готовиться к предстоящей реформе загодя. Край входит в число немногих субъектов России, где уже сформированы муниципальные образования на уровне поселений, наделенные своими бюджетами, а значит, есть возможность пройти первоначальный этап с меньшими потерями.
Впрочем, радужные перспективы реформирования немного меркнут на фоне общественной полемики по этому вопросу. До 2006 года, предписывает закон, нужно определить границы всех муниципальных образований. Госдума края это сделала уже для 225 из 290 муниципалитетов. Но есть несколько конфликтных ситуаций (касается это прежде всего городов краевого значения), «вырулить» из которых непросто. Крупные города ведут «паркетные баталии» в краевой Думе и правительстве с тем, чтобы доказать свои права на некоторые территории в споре с более мелкими муниципалитетами-спутниками.
Не в восторге от «правительственного варианта» краевого закона, который должен определить порядок формирования представительных органов самоуправления на уровне районов, и ряд политических сил. В авангарде выступает «Единая Россия». Поводом для полемики стали положения проекта закона, по которым этот орган формируется из глав и двух депутатов всех муниципалитетов, расположенных на территории района. По мнению партийцев, такая схема не только лишает граждан записанного в Конституции права на прямое тайное голосование, но и противоречит Федеральному закону, согласно которому первый созыв районных представительных органов должен проводиться только посредством всеобщих выборов. «В обиде» и крупные города, которые будут представлены двумя депутатами наряду с мелкими населенными пунктами. «Подменяя» выборы делегированием прав, считают партийцы, в правительстве пытаются создать удобную, а главное, управляемую новую власть. Правительственные же разработчики проекта говорят о том, что юридически доводы партийных оппонентов могут быть оспорены, а на прямые выборы необходимы десятки миллионов рублей, которых, нет и взять их негде. Боле того, правительство края намерено уже к декабрю этого года, сформировать новые органы на уровне районов, опередив установленные сроки. Это значит, что принятия закона следует ждать еще до парламентских каникул. Его проект уже находится на рассмотрении Думы.
Перспективы реформы еще по-настоящему туманны. Концептуальная фаза пройдена, а вот практическая реализация пока хромает. Помимо вопросов, лежащих скорее в политической плоскости, не проработаны и схемы межбюджетных отношений, многие финансовые вопросы, которые на поверку оказываются наиболее болезненными.