Подробности, случайности, жизнь
Идет набоковский «Король, дама, валет». Немолодой муж, скучающая прелестница жена, неожиданно возникший кузен, до времени – невинный: вечный семейный сюжет. Его невольным комментатором становится некий господин, сдающий внаем комнату, - яркий трагикомический символ спектакля. Что же это за дьявольский старик в странных женских туфлях? Ясновидящий? Философ? Сумасшедший? Скорее – дилетант, неплохо изучивший природу человека, его знание – один из способов сойти с ума. Жизненная сила – капитал, данный нам природой в минуту рождения. Ни удача, ни миллионы, ни ловкость рук не заменят его абсолютной мощи. Но, нарушив космическую гармонию, мы позволяем первородной силе покинуть нас, а вслед за нею уходит и жизнь. Мысль, подаренная зрителю Михаилом Мальченко, сконцентрирована в самом существе его актерского пребывания на сцене. В силе!
Но вот гаснут огни, все кончено, сыграно – отлетело. Михаил и Таня возвращаются домой. Возраст их семьи – 34 года. Какой же у них, интересно, дом? И похожи ли они, домашние, на нас с вами? Мы вообще плохо представляем, на каких принципах держится сегодня семья. Психологи учат, как удержать мужей, как казаться удачливым и престижным. Ну а если без психологов, если не ради того, чтоб удержать? В каждой семье есть что-то свое, неповторимое, и оно – бесценно.
Шестой этаж, звонок, в открывшейся двери – Михаил Мальченко. Радостно сообщаю: «Только что видела вашу собачку, отпустили ее гулять?» В театральном фойе висит замечательный портрет Миши с собакой. Точно такого коккер-спаниеля я и встретила. Миша печально качает головой: «Три года назад наш песик помер. Лечили до последнего, ставили капельницу…»
Вхожу в дом. Как хорошо. Дом – сам по себе – событие. Все дышит свежестью и цветами, светло и просторно. Диваны, книги, вазы – какой у них хороший вкус! В спальне на широкой кровати спит кот – белый и пушистый, как в рекламе. «Породистый?» «Да нет, - смеется Миша, - обыкновенный». Кот проснулся и посмотрел на нас голубыми славянскими глазами. «Он глухой, - объяснила Таня, - как у всех альбиносов – голубые глаза и ничего не слышит… А это комната сына».
Уловно вежливые шпионы, мы незаметно наблюдаем друг за другом. Мише наперед известна моя реакция: комната сына – произведение искусства, ее можно читать как текст. Все, что на нашем языке называется мебелью, сделано Сашиными руками. Стол – полированная волна с золотой каймой, шкаф – пятигранный «маяк», еще какие-то немыслимые творения… «Подождите, - уточняю, - у Саши признавали актерское дарование, он и в лицее ведь учился в актерском классе, значит, стал художником-дизайнером?» Татьяна смеется: «Он стал спортсменом»…
«Когда человеку за пятьдесят, однажды выясняется, что все достойные внимания случайности давно обернулись закономерностями, и если…» Миша умолкает, а я думаю о том, что он, несмотря на потрясающее чувство юмора, редкий в актерской среде тип русского созерцателя. «…И если, - продолжает он, - с этой мыслью согласиться, можно разгадать собственную жизнь…» Михаил Александрович и Татьяна Николаевна происходят из актерских семей – случайность это или закономерность?!
Михаил Мальченко родился в Твери, отец его – потомственный тверяк, мама – москвичка, служили в Тверском театре, оба – актеры старой школы, люди без быта, а значит, и без детей. Вся жизнь на колесах – летний сезон, зимний, чемоданы, грузовики. Во всем театре у супружеских пар ни одного ребенка – и вдруг немыслимое событие, сенсация: появляется на свет Миша, его маме 40 лет. В этом году ей исполнилось бы сто!
Отец был на семь лет моложе. Однако все остается по-прежнему – грузовики, чемоданы, воспитывает Мишу тетя. «С родителями я сблизился, когда мы переехали в Ростов. Отец уже был заслуженным артистом России, в те времена – высокое звание. А в 13 лет я и сам поступил в Ростовское театральное училище». После его окончания Михаила пригласили в Ростовский академический, потом призвали в армию, и три года солдат-артист колесил по дорогам Северо-Кавказского военного округа. Вернувшись в Ростов, встретил молодую красивую актрису. Это была Татьяна.
«Я выросла за кулисами, меня укладывали в чемодан и тащили на спектакль. Однажды чуть не утопили – ледоход, гастроли, перебрасывали вещи, меня перебросили – в этот момент льдина и отошла». Родители были артистами эстрадного жанра. И тоже вечные поездки, спали нередко на цементном полу, но дети у них были – я, «хулиганка», и старшая сестра – отличница…» В Саратовском театральном училище Татьяна училась на одном курсе с Олегом Янковским и Ниной Антюховой. Подробности, случайности, жизнь… Тридцать четыре года Миша и Таня вместе.
Кстати, мечтал он о том, чтобы в его семье было трое детей. Но у жены, талантливой актрисы, амплуа инженю-травести, играет мальчиков, девочек, принцесс. Одного не получилось родить, и вдруг (Тане – 33) – весть о будущем ребенке! Замечательная ставропольская актриса Алла Бокова, опекавшая в те времена Таню, благословила на рождение, и появился у них Саша. Отец любил его за троих. Таня в театре, а он научился и кашки варить, и пеленки стирать, и колыбельные петь.
Сашу воспитывали так, чтобы вырос добрым и самостоятельным. Проект удался. Однажды Саша пришел к родителям и сказал: «У моего друга дома беда, нужны 700 рублей, это их спасет». В советские времена это были огромные деньги. Трудно представить, но они раздобыли эту сумму и действительно помогли. «Дома у нас, - вспоминает Татьяна, - всегда жили мои подруги, иногородние студентки. Мама мне говорила – мы же актеры, одна семья, да и страна у нас такая…» Саша точно так же приглашал своих однокурсников погостить в их уютном доме. А потом сын вырос. От него ждали решения, станет ли и он профессиональным актером. Ну а Саша неожиданно занялся бодибилдингом, превратился в стройного красивого юношу, закончил спортфак СГУ и женился на юной студентке Ире.
Прислушиваюсь к Дому. Мысль, воображение, долг, живое, семейное, теплое, то, что не умещается в слова – вот чем пропитан воздух этого дома. Михаила и Татьяну соединяет внутреннее родство, сила земного притяжения – самые прочные на свете вещи. «Таня – мой первый режиссер, которому я верю больше, чем себе. Таня рядом, и мне ничего не страшно…» Искренность Миши подтверждает мою давнюю догадку о том, что драматические актеры в отличие от артистов шоу-бизнеса весьма и весьма подвержены семье. Любят свой дом, умеют все мастерить, и дети, как правило, у них обучены и устроены. Причины тому есть.
Инстинкт театра то и дело возвращает актера в мир вымысла и подсознательно – в детский семейный мир. Другая причина… В серьезном театре драматический актер всю жизнь имеет дело с мировой культурой, «семейной» по определению. Актер – вечный ученик, вживается в образы, мучается, постигает… Актер имеет дело с великой Нормой, и это не может не воздействовать на него. Впрочем, я далека от мысли идеализировать ситуацию актера. Но мои наблюдения основаны на реальности.
В глазах Татьяны и Михаила читается жизненная воля, но и печаль. В реальности мои герои не похожи на «героев», в жизни они – не актеры. А печаль как элемент страдания входит в состав души. Страдаем за любовь, за человеческое достоинство, от пошлости нового времени. Семья и дом – тоже причина страданий. Татьяна угадывает мои мысли: «Жена у сына молоденькая, боится оторваться от мамы, живут пока у ее родителей… А мы так любим свой дом. В семье должны быть три поколения и обязательно – старики, но наших родителей давно нет на свете…» «Печально и другое, - продолжает Миша, - стариков ведь нет и в театре. В одночасье как-то ушли. А это тоже наша семья. Мое поколение теперь самое старшее, но мы ни по возрасту, ни по статусу – не старики. Мы-то с Таней застали корифеев. Михаил Кузнецов приходил за полтора часа до спектакля. Священнодействовал. Собирал силу. Это сейчас Гамлет может выпорхнуть на сцену. А старики знали ритуал. Понимали, что сделать шаг из-за кулис – почти так же страшно и прекрасно, как сделать первый вдох».
Р.S. Уже после написания материала стало известно, что Михаил Мальченко за лучшее исполнение мужской роли в спектакле «Король, дама, валет» удостоен губернаторской премии имени народного артиста СССР Михаила Кузнецова. Поздравляем Михаила Александровича и Татьяну Николаевну!

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
