Кто ходит в гости к старикам, или Изобильненская «изюминка»
- Где взяли?! – только и смогла вымолвить директор.
Сотрудники социально-оздоровительного отделения во главе с Татьяной Крюковой довольно улыбались.
Рассказывая этот эпизод, В. Рыфа усмехнулась: чего тут поражаться, коллектив она сама собирала «по крупицам». Переманивала из медучреждений и других организаций – инициативных, бойких, ответственных профессионалов. Готовых, впрочем, заняться новым делом – строить социальную службу. Вот и результат кадровой политики: папоротники или дела посерьезнее – мелочей для ее людей нет.
Да, здесь, в Изобильном, они создали оазис, попадая в который обычно восклицают примерно одно и то же: «Неужели здесь такое есть?!». Райцентр, конечно, не захолустье какое-нибудь, но ведь и не столица края. Однако имеется комплекс с великолепным бассейном и финской сауной, массажным и физиокабинетами. При взгляде на все это рождается мысль – место отдыха людей, не стесненных в средствах. Но на самом деле все с точностью до наоборот – это социально-оздоровительное отделение районного центра социальной помощи населению. Так что плещется в бассейне в основном люд не слишком обеспеченный, тот, который принято называть слабозащищенными категориями населения. А именно дедушки с бабушками, чья пенсия ниже прожиточного минимума, семьи со скромными доходами, ветераны и инвалиды боевых действий да другие граждане, толстосумами которых никак не назовешь. Впрочем, никому другому сюда вход не заказан, просто для остальных, более состоятельных изобильненцев, услуги отделения платные. Но поскольку цены здесь символические, то нет отбоя от желающих поплавать. Еще бы – бассейн в городе единственный.
Конечно, социально-оздоровительным отделением в центре гордятся особо, но есть еще и комната дневного пребывания, и служба срочной социальной помощи, и еще 14 отделений раскиданы по району. Так что центр со штатом в 250 человек обслуживает более тысячи человек.
На селе самые горячие участки работы. Тут социальные работники нарасхват – пожилых, которым нужна их помощь, предостаточно: кому продукты доставить, кому – лекарство, а кому и огород вскопать да в доме убрать. А расстояния, которые приходится преодолевать от пункта «бабушка Иванова» до пункта «дедушка Петров», такие, что все ноги собьешь. От села Подлужного до хутора Красный Яр, где шесть старушек ждут помощи центра, почитай все шесть километров. Не набегаешься пешим ходом. За неимением пока что у соцработников велосипедов выход придумали оригинальный: работает тут ездовой на лошади.
- Это раньше, когда только появилась социальная служба и работали в ней всего 36 сотрудников, а обслуживали 120 человек, - рассказывает Вера Андреевна, - социального работника иначе как «хожалкой» не называли. Но теперь многое изменилось, наши кадры профессионально выросли – не зря проходили учебу. Теперь соцработник, например, может помочь обратиться в суд и другие инстанции, обладает знаниями в области социальных прав и гарантий. Так что и люди стали относиться к нам и нашей профессии иначе – более уважительно.
Вообще-то трудно представить, чтобы кто-то в отдаленных хуторах не оценил те «поезда милосердия», что ежемесячно организует центр. Высаживаются настоящие «десанты», которые бесплатно стригут, оказывают медицинскую и консультативную помощь, в том числе юридическую. Все чаще, как, например, это было недавно на хуторе Лево-Егорлыкском, приезжает с поездом еще и клуб любителей песни, которых в комнате дневного пребывания центра аж три! В глубинке, где гастроли заезжих артистов большая редкость, выступления хористов проходят на «ура».
Между прочим, о хористах. Руководит клубами в комнате дневного пребывания Нина Саматова. И рассказывает она о том, что и на жатву певуний приглашают, поднимать настроение хлеборобам, и в сельские дома культуры. А еще ходят они прямо на дом к ветеранам, поздравляют их с днем рождения – вот уж где их приходу особенно рады!
Надо сказать, что при такой бурной деятельности своего помещения у центра социального обслуживания населения нет. Точнее, раскиданы его службы. Социально-оздоровительное отделение в одном месте, администрация в другом, а служба срочной соцпомощи – в третьем. Но, говорят здесь, новый глава района в курсе проблемы и вопрос с помещением обещал решить.
А пока что остается только позавидовать энтузиазму соцработников, когда в одной комнате хор поет и тут же Валентина Ченцова на старенькой машинке что-то шьет. Есть такая услуга – пошив нехитрых изделий типа наволочек и пододеяльников для малоимущих. Занавеску сшить стоит шесть рублей с полтиной. Вообще цены на услуги центра все такие: побелить один квадратный метр стоит всего пять рублей, да и то для ветеранов войны есть скидка. Тут же, по соседству с хористами и швеей, располагается служба срочной соцпомощи, куда обращаются в критической ситуации. Здесь, как в службе спасения, выезжают на дом. Если надо, психологическую помощь окажут или даже несложную медицинскую, постирают или покушать приготовят, а при крайней нужде выдадут продуктовый набор.
И не думайте, будто в подобного рода поддержке мало кто нуждается. Завотделением Жанна Коваленко привела такую статистику: за три месяца около тысячи человек обращаются в срочную службу.
Вот так живет всего один Изобильненский центр социального обслуживания населения, где есть своя «изюминка» в виде социально-оздоровительного отделения и люди с маленькими зарплатами, но недюжинными энергией, милосердием и человеколюбием. Сегодня они отмечают свой профессиональный праздник, как и их коллеги, которых, между прочим, на Ставрополье более четырех с половиной тысяч.