Все мы когда-нибудь возвращаемся
Через пару лет отец возьмет своего певца за руку и отведет в ставропольский хор мальчиков под управлением Николая Зинченко. Так Жора Таранов станет известным солистом. Еще одним Робертино Лоретти он не станет лишь потому, что в Советском Союзе в голову не могло прийти делать на талантливых детях деньги. Между тем, закончив детскую музыкальную школу, ставропольское музыкальное училище и отправившись после армии в Москву, Георгий Таранов был принят сразу на второй курс московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Блестящее начало, признание его великолепных вокальных данных и хорошей подготовки. Но что не менее важно – признание серьезного уровня ставропольской музыкально-педагогической школы.
Прошли годы. Георгий Таранов, широко известный в нашем крае, подошел к некоему рубежу: двадцатипятилетию своей творческой деятельности. Не только для артиста, чувствительного к «вехам» и юбилейному ритуалу, но и для любого из нас эта цифра означает Нечто. Юбилейный человек – общественное событие еще и потому, что вольно-невольно мы обращаем и к себе беспощадные юбилейные вопросы: а что ты сам успел за такой же срок? И в чем реальный смысл твоей собственной жизни и работы?
Итак, молодой, окрыленный успехом и вниманием мэтров, он закончил знаменитую «Гнесинку» и сразу же был приглашен в Академический московский государственный камерный хор под управлением профессора Владимира Минина - начинались восьмидесятые годы. Все самое ценное и необходимое в профессии было им приобретено в счастливые семь лет его работы в этом хоре, равные по значению целой жизни.
Лучшие концертные залы страны, гастроли по всей Европе, знаменитые зарубежные конкурсы и фестивали, творческие и человеческие контакты с людьми, о которых раньше только слышал, – с Георгием Свиридовым, Валерием Гаврилиным, Владимиром Спиваковым… Сотрудничество с Государственным Литовским оркестром, знаменитым эстонским мужским хором… А репертуар! Праздничные концерты с перезвоном колоколов на музыку В. Гаврилина по роману Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю». Или старинные русские песнопения на стихи Феодора Студита (IX век), концерты с музыкой на канонические библейские тексты, литургии Рахманинова и Чайковского, западноевропейская классика. В гастрольных поездках нередко зрители, из уважения к русской духовной истории, целое отделение концерта слушали стоя. Это был уникальный хор, ансамбль солистов, прошедших школу Ирины Архиповой и Елены Образцовой. Занимаясь вокалом с Зурабом Соткилавой, Георгий Таранов подготовил «Маленькую торжественную мессу» Россини, которую вывозили в Европу. А в 1989 году на всемирном конкурсе профессиональных хоровых коллективов в Австрии Московский камерный занял первое место.
Это было абсолютным счастьем – находиться в центре культурной жизни, и вдруг, в силу жизненных обстоятельств, все меняется и отменяется… Так удалось ли ставропольчанину Георгию Таранову в полной мере реализовать себя? Георгий Александрович не спешит с ответом. Его интонация, скромная и сдержанная, вызывает доверие. «Пожалуй, - отвечает он, - мне не хватило десятилетия. Начавшиеся реформы рухнули на нас, как крыша печально известного аквапарка, перемены застали меня врасплох. Разлом произошел и в личной жизни. Пришлось отлучать себя от Москвы и возвращаться домой…»
Все мы когда-нибудь возвращаемся – бессмертный библейский мотив, как тут не вспомнить притчу о блудном сыне?.. Пустив по свету наследство отца, голодный и бездомный, сын вернулся к нему, и отец обнял сына, приказал принести ему лучшие одежды, устроил на радостях пир… В отличие от безвестного евангелического персонажа наш герой не «промотал» богатство полученных в родном городе знаний, многократно приумножил свой опыт, отшлифовал талант, профессионально окреп и в 1987 году вернулся, но… В отчий дом, к родителям, где прошли его детство и юность, его почему-то не прописали… Можно, конечно, не знать всей суммы причин и следствий, но факт остается фактом: сегодня Георгий Таранов не имеет в Ставрополе ни работы, ни собственного угла.
Впрочем, был и у него после возвращения свой звездный час, когда он стал солистом Ставропольской филармонии. В те времена, в конце 80-х, главным дирижером и художественным руководителем филармонии был талантливый Владислав Чачин, высоко оценивший вокальное мастерство Георгия Таранова. Но через три года с его уходом из филармонии и фактическим развалом филармонического оркестра Георгию Александровичу ничего не оставалось, как обратить свои взоры за пределы России. Подготовив музыкальный коллектив, он уехал с ним в Марокко. Уезжал из Советского Союза, а возвратился уже в «суверенную» Россию: «Я не узнал своей страны. На глазах рушились ее главные опоры. Лицо превращалось в маску…».
В 2001 году Георгий Александрович заключил в Германии новый контракт с частным концертным агентством. Его специфика – гастрольные поездки по четырем европейским странам: Австрии, Швейцарии, Германии, Бельгии. И вновь в этом коллективе собрались российские звезды-певцы, народные артисты из Большого театра, Мариинки, театров Киева, Харькова, Одессы… Эти сезонные гастроли – материал для его постоянных размышлений: «У нас много эмоций и мало дела… Там много дела и мало чувств…».
Сегодня Георгий Таранов не может быть понят вне времени, которое сформировало его. И не только, кстати, он, но и большинство из нас, внутренне ориентированных на духовную православную традицию и классическую культуру. Говоря о художнике, мы неизбежно имеем в виду и общество. Творчество – радостный или трагический отклик на происходящее в мире. Здесь кроется смысл уже забытой формулы: искусство принадлежит народу. Сегодня же наше государство действует, как один известный петербургский фарцовщик, сумевший сколотить капитал, начав с продажи отцовских медалей.
Впрочем, ставропольские краевые власти в области культуры делают сегодня немало, иногда больше возможного, и все же пример Георгия Таранова («я не нужен») заставляет нас думать. Та власть в России получит действительное признание, которая предложит модель морального выздоровления и духовного роста, а не механическое удвоение ВВП…
… Несколько лет назад, выступая в Германии, в знаменитом Домском соборе в Кельне, Георгий Таранов пел с хором в сопровождении органа – звучали произведения европейской классики. После выступления вышел один из музыкальных критиков и сказал: «Под сводами Кельнского собора звучал золотой голос России»…
P.S. Сегодня вечером во Дворце культуры и спорта профсоюзов состоится бенефис Георгия Таранова.