Электропистолет у виска
В последний день мая ОАО «Ставропольэнерго» прекратило оказывать услуги по передаче электроэнергии ОАО «СтавропольАтомЭнергоСбыт». Официальная причина – не только долги, но и то, что последнее акционерное общество, хотя и является субъектом ФОРЭМа (федерального оптового рынка энергии и мощности), не приобретает электроэнергию ни в регулируемом, ни в свободном секторах оптового рынка, а, как заявляют в «Ставропольэнерго», «поставляет своим потребителям фактически не принадлежащую ему электроэнергию». Возникает вопрос: чье электричество? «Ставропольэнерго» говорит: «Мое».
В «СтавропольАтомЭнергоСбыте», разумеется, мыслят иначе. Как сообщил заместитель генерального директора этой компании Владислав Костюнин, «свое электричество, вырабатываемое на АЭС, есть у ГПК «Росэнерго-атом», которое создало нашу организацию и поручило нам продавать эту электроэнергию своим потребителям». Кто же говорит правду? По мнению председателя Региональной энергетической комиссии Владимира Нутрихина, «ситуация создана искусственно структурами РАО «ЕЭС России», которые хотят убрать неугодного конкурента. «Одно ясно: рынок уродливый, - сказал В. Нутрихин, - а кто прав, кто виноват – скажет суд, окончательного решения еще не было».
Как бы там ни было, но на тех предприятиях, которые заключили с «атомщиками» договор, погас свет. У всех, за исключением, пожалуй, МУП «Водоканал» Ставрополя, потому что это предприятие жизнеобеспечения – его трогать чревато.
«В темноте» некоторые руководители: расторгли договор с «атомщиками», вернувшись к монополисту в лице «Ставропольэнерго». (Впрочем, чисто теоретически рынок монопольным уже не назовешь – в крае функционируют четыре игрока, включая двух упомянутых «драчунов»). Уже 1 июня свои договора расторгли «Ставропольский бройлер» и «Консервный завод «Ставропольский». Свет там появился. Чуть ранее это же сделал «Автоприцеп-КамАЗ» и некоторые другие. Если в начале года у «СтавропольАтомЭнергоСбыта» было около 15 клиентов, то к настоящему времени осталось пять – предприятия фармацевтической (НПК «Эском») и химической (ОАО «Анилинпром») отраслей, два ООО («Сафирт» и «Лисма-Люминофор») и городской «Водоканал».
Последний связан с «атомщиками» крепкими учредительскими узами. (Вместе с московским «Атомэнергосбытом» краевых «атомщиков» учредили ГУП «Ставрополькоммунэлектро», МУП «Крайводоканал» и администрация Ставрополя). Горожанам остается только надеяться, что скандал в электроснабжении не отразится на водоснабжении краевого центра. Как сообщила заместитель генерального директора «Ставропольэнерго» Ирина Никитченко, если «Водоканал» не решит вопрос с поставщиком, «мы вынуждены будем обесточить электроустановки, планируем сделать это в понедельник». В этом случае воды в краевой столице не будет. Есть тут и другая опасность: обесточенные железяки могут разворовать охотники за цветным металлом. Впрочем, как сообщил главный инженер «Водоканала» Валерий Бобренко, «МУП уже заключил договор на поставку электроэнергии с «Горэлектросетью», которую, в свою очередь, питает «Ставропольэнерго».
- Электроэнергия «атомщиков» идет по проводам, которые обслуживает «Ставропольэнерго», - говорит В. Бобренко. - Эксплуатационник – по закону – не имеет права отключать потребителя, т. е. нас, если мы исправно платим. Если их не устраивает наш договор со «СтавропольАтомЭнергоСбытом», пусть подают в суд, а они пистолет к виску приставляют…
Конфликт, разгоревшийся в начале года, теперь уже вышел за рамки обыкновенного хозяйственного спора. Стоят предприятия, без воды может оказаться население целого города. Ситуацией всерьез обеспокоено правительство края. Что дальше?