«Служу я дольше, чем живу…»
Японская шхуна стремительно уходила из российских территориальных вод. Трюмы почти доверху были набиты крабами, выловленными в запретном районе. А задержать нарушителей было практически некому. На сигналы барражировавшего на предельно малых высотах военного транспортника браконьеры внимания не обращали: знали, на пограничных самолетах бортового вооружения не имеется.
- До слез было обидно, - вспоминает Коняхин, - хоть банками с тушенкой в них кидай…
И все же молодой командир экипажа сумел «достать» наглецов – вывел на них пограничный сторожевой корабль. Уж на нем орудия будь здоров. После первых же предупредительных залпов нарушители застопорили ход. Затем под конвоем судно направилось в российский порт. Кругленькую сумму в американских долларах пришлось тогда выплатить хозяевам шхуны. А весь экипаж Николая Коняхина был награжден медалями «За отличие в охране государственной границы». О таких полетах, полных романтики и риска, Колька мечтал с детства.
Мечту эту ему подарил отец, который сам едва ли не с пеленок бредил небом. Колхознику, хлебнувшему военного и послевоенного лиха, обрести крылья не удалось. Стал шофером. А сына, как мог, настраивал на высокий полет.
Деревенский паренек с берегов Волги после школы поехал поступать в Балашовское высшее военное училище летчиков. Когда познакомился со сверстниками, выросшими в городах, едва не вернулся: показалось, что тягаться на вступительных экзаменах с раскованными, смелыми городскими ему будет не под силу. Вовремя одумался. И очень многих «раскованных» опередил. Сначала при поступлении в вуз, а затем и в летной работе.
Возможностей после окончания училища было немало: хорошие летчики военно-транспортной авиации нужны везде. У Николая было право выбора. Предлагали, например, остаться в вузе на должности летчика-инструктора. Но он выбрал …Магадан, пограничную авиацию. Летал на Камчатку, Чукотку, в Заполярье… Одиннадцать лет почти на краешке земли. Потому и выслуга такая: льготное исчисление «северных» плюс сотни и сотни часов в небе за штурвалом.
Можно сказать, и жену в небе встретил. Красавица Вера тогда работала стюардессой. Налетала более семи тысяч часов. В Магадане она родила Николаю Маринку и Евгения. Коняхин очень жалеет, что Женька не пошел по его стопам – здоровье подкачало…
С «северов» наш герой поступил в академию. А потом попал наконец служить в теплые края. Да что в теплые – в «горячие». В Тбилиси, куда Коняхина назначили заместителем командира авиаполка, было неспокойно. Хозяйничавшие на улицах боевики, случалось, избивали российских военнослужащих, охотились за оружием, пытались выдворить офицеров и прапорщиков из квартир. Детей в школу приходилось возить под охраной…
- Автомат в дипломате, пистолет за поясом, при себе две гранаты, вот так я был тогда экипирован, - вспоминает Николай Петрович свое пребывание в Закавказье.
Замом командира он был недолго: через несколько месяцев пришлось принимать полк. В спокойные времена претендентов на эту должность нашлось бы немало. А тут, когда идет растащиловка, когда на военное имущество зарятся очень многие, желающих брать на себя ответственность не нашлось. Часть, подлежавшую выводу в Россию, возглавил майор, которому еще не было сорока.
Шпаковский район Ставрополья полк перебазировался без материальных потерь. А вот летчиков и техников не хватало катастрофически. С развалом Союза одни офицеры и прапорщики предпочли уволиться в запас, другие подались в национальные армии вновь образовавшихся государств. Как решать кадровую проблему, когда на новом месте нет ни квартир, ни нормальных условий для работы? Он решал. И решил.
К началу десантной операции «Аргун» в конце 1999-го полк был полностью укомплектован и боеспособен. Правда, подполковник Коняхин занимал уже другую должность – начальника службы безопасности полетов авиации Северо-Кавказского регионального погрануправления. В составе опергруппы он координировал боевую работу самолетов и вертолетов. Донельзя изношенные «вертушки» поднимались в небо днем и ночью. Перевозили людей и грузы. Осуществляли огневую поддержку высадившихся в горах подразделений.
Потерь не было. И это, на мой взгляд, лучшее свидетельство профессионализма Николая Коняхина.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
