Начался сбор информации: публикации о «Кантабиле», фотоматериалы, фрагменты музыкальных записей. Затем Марина обратилась к Евгении Хановой, артистке и администратору «Кантабиле», и они уже вдвоем включились в работу. Интересно, что любой человек, ищущий в Интернете слово «Кантабиле» среди нескольких тысяч страниц, содержащих это понятие, попадал прежде всего на сайт «СП». И вот однажды в электронном почтовом ящике «Кантабиле» Евгения Ханова обнаружила неожиданное письмо. Сергея Кириллова, органиста и художественного руководителя камерного оркестра, приглашали на гастроли во Францию: супругов Ролана и Галину Паулин вдохновила интернетовская информация о «Кантабиле». Совсем недавно Сергей Кириллов вернулся из организованной ими гастрольной поездки. Реальность этого события закономерна: в начале действительно было слово!

… Как-то в Киевской консерватории на открытом уроке известного профессора Сергей Кириллов задал вопрос: «Как играть французскую органную музыку?» Профессор живо ответил: «Надо поехать во Францию и поиграть на французских органах!» Через десять с лишним лет его пожелание исполнилось с математической точностью. Но для этого понадобилось судьбоносное стечение обстоятельств. Чтобы Кириллов, например, появился в Ставрополе. Чтобы городские власти приобрели дорогой электронный орган. Чтобы публика полюбила «Кантабиле», а журналисты – Сергея Сергеевича и его замечательный оркестр. Понадобилась, в общем, сила культурного вдохновения, которое способно так счастливо соединить людей.

Все происходило легко и просто. Съездив предварительно в Москву и устроив дела с визой, Сергей Кириллов отправился во Львов, откуда на автобусе попал к месту назначения – в Бургундию. За 16 гастрольных дней наш музыкант дал пять сольных концертов.

«…В небольших старинных городках, расположенных на расстоянии 20-30 километров друг от друга, стоят старинные католические соборы, а в соборах – органы. Так я переместился в XVII век! Бесконечно высокие купольные своды, колоссальная акустика, сохранившийся репертуар. Все это поразило воображение, захватило душу…»

В органной музыке доминируют два направления: французское и германское. Отличие определено рядом технических причин. В каждом из направлений – собственная органная схема и уже потому – своя эстетика. На французских органах, например, не играют… Баха. Сергей Кириллов играл во Франции старинную барочную музыку и, к полному удивлению французов, исполнил Баха! Звучало красиво, но чисто технически осуществить это было очень сложно.

Город Везле интересен тем, что оттуда начинались рыцарские походы крестоносцев. Ставропольский органист дал там несколько концертов. «Бронированный» храм сохранил рыцарский дух, но, как ни странно, исполняется в Везле романтическая органная музыка конца XIX века: плавно, нежно, на импрессионистических полутонах.

«…Для меня эта поездка стала экзаменом на зрелость. Играть на воздушном органе XVII века совсем не то, что я делаю в Ставрополе. Электронный орган с компьютерным управлением – великолепный инструмент. Но то, что здесь выполняется за счет интеллекта машины, там – за счет усилия органиста. Сложна даже физическая нагрузка, на каждом пальце – буквально по килограмму, мало не покажется…»

Два дня Сергей Кириллов жил в Париже – Лувр, музей импрессионистов, Эйфелева башня, прекрасный органный концерт в соборе Парижской Богоматери… Удивляли неожиданные детали, скажем, необыкновенная скромность рекламы Патрисии Касс. Видела бы она рекламную роскошь Николая Баскова в Ставрополе! Но самое интересное, рассказывает он, происходило все-таки в Бургундии.

«…Мы гуляли по лесам и полям – огромные безлюдные пространства. Я видел прибранные сельские угодья, и ни одного трактора, пустынные дороги, по которым бегают лишь олени…»

Сергей Кириллов жил в графском особняке. Людей на его концертах собиралось немало, но все-таки меньше, чем в органном зале «Кантабиле».

«Что такое Ставрополь?» – спрашивали его французы. Зная заранее европейскую реакцию, Сергей Сергеевич отвечал: «Это родина Горбачева». Теперь слушатели его концертов могут говорить: «Ставрополь – это орган и Кириллов!..»

«…Франция – совершенно другой мир. Человек может иметь три машины и экономить на горячей воде – дорого содержать богатство. У нас сухие вина кислые, у них – сладкие и, кстати, великолепные, но… Больше всего я дорожил там нашим несходством…»

Не успел Сергей Кириллов вернуться в Ставрополь, как на сайте «СП» появилось сообщение от Галины Паулин: «Публика и администрация высоко оценили исполнительское мастерство Сергея Кириллова. Приглашаем на повторные гастроли…»

* * *

Р.S. Загляните на страницу КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА «КАНТАБИЛЕ» на нашем сайте!

Светлана СОЛОДСКИХ