00:00, 26 мая 2004 года

Коммунальный лабиринт

Все замыкается на плательщике.

В редакцию обратились жители дома № 25 по ул. Л. Толстого Ставрополя, в нем проживают В. Васильев, В. Николаев, В. Шульженко, Н. Дрофа, Н. Марьевский и другие. Многие из них – ветераны труда. В доме текли горячие трубы, в подвале скапливалась вода – чуть ли не каждый день приходилось вызывать аварийку. Это продолжалось несколько месяцев подряд. Дыры в трубах затыкали деревянными колышками. Наконец, люди во главе с председателем совета своего микрорайона Л. Валовой добились от ЖЭУ конкретных дел: к дому привезли несколько метров труб, пришел сварщик и заменил дырявый отрезок.

По идее, центр на то и центр, чтобы все работали на него. Но в нашей стране, к сожалению, все наоборот – жилец выступает в роли кармана, откуда деньги черпают все, а отрабатывать их, занимаясь реальным решением проблем плательщика, не хочет никто. Это - первый экономический абсурд. Жильцы привели красноречивый пример из собственного опыта.

Рассказанная история началась еще в марте, когда названным ставропольцам довелось обратиться в Городской расчетный центр с заявлением, в котором говорилось, что в течение длительного времени в их доме систематически нарушается подача горячей воды, а с 11 вечера до 8 утра вообще вместо горячей идет холодная. Типичная ситуация. До этого люди обращались и к директору МУП «ЖЭУ-3» А. Хошбекяну, и к мастеру участка теплосети М. Симакову, и к начальнику участка теплосети Промышленного района В. Авдееву – безрезультатно. «Особенно плохо, - писали жильцы, - было с водой в феврале: днем и вечером из кранов шла тепленькая вода (до 40°С). Поскольку мы ежемесячно аккуратно платим за горячую воду, а в феврале ее практически не получали, то и оплачивать за этот месяц отказываемся и просим произвести соответствующие перерасчеты».

Ответ генерального директора ГРЦ С. Фоминой вернул все на круги своя. В нем сообщалось, что «перерасчет за недопоставленные услуги может быть выполнен только по распоряжению предприятия поставщика услуг или ЖЭУ № 3, от которого зависит ремонт общедомового инженерного оборудования», что распоряжения такого от «вышеуказанных предприятий по перерасчетам не поступало», а также что «ваше заявление направлено в администрацию Промышленного района для контроля оперативности работы» жилищно-эксплуатационного участка и «Теплосети». В общем, классика жанра.

После этого некоторые жильцы взяли свои платежки за февраль, вычеркнули строчку «горячая вода» и пошли платить по остальным счетам. Им указали на фразу с восклицательным знаком в этом самом документе: «Суммы в чеке не подлежат исправлению!».

- Человек приходит в магазин – берет товар – отдает деньги, - говорит Николай Марьевский. – Здесь то же самое. Мне не предоставили услугу – горячую воду. Так почему я должен платить?!

Впрочем, чуть позже подъезду, в котором проживают авторы письма, перерасчет сделали. Но не за февраль, а за март. Именно в этом месяце, как сообщил нам А. Хошбекян, «совместно с «Теплосетью» мы вышли на место, измерили температуру воды, и действительно, она была ниже нормативной».

И еще жильцы абсолютно не поняли, по какому принципу был сделан мартовский перерасчет: вместо обычных 156 рублей выставили 109 – всего на четверть меньше, хотя из крана не упало ни одной по-настоящему горячей капли. Жительница квартиры № 3 Л. Темченко обратилась за разъяснениями к представителю расчетного центра в родном ЖЭУ, но ясного ответа не получила ни на один вопрос.

Люди бьются несколько месяцев, но им никто не может (и хочет ли?) помочь. Ни расчетный центр, ни «Теплосеть», от которой, мол, в самом доме ничего не зависит, ни ЖЭУ, у которого - как всегда - ни на что денег нет. Кстати, а почему их нет? Этим вопросом задаются многие жильцы, регулярно оплачивающие за коммунальные услуги и за само жилье. Когда в Ставрополе действовали службы заказчика – деньги до ЖЭУ зачастую просто не доходили. Службы заказчика ликвидированы (кстати, во многом по этой причине), но денег не стало больше. Но они точно доходят до ГРЦ. А иначе на что бы это ОАО безбедно существовало?

Все муниципальные коммунальные предприятия аккуратно, как по команде, отчисляют миллионы рублей на оплату посреднических услуг расчетного центра. А сумму закладывают в тариф! Например, в калькуляции тарифа на содержание и ремонт муниципального жилищного фонда Ставрополя (2002 г.) услуги ГРЦ выделены отдельной строкой и включены в себестоимость.

«Кормушка»? Возможно. Стоимость ее услуг составляет примерно 2,6% от суммы поступивших средств для каждого предприятия. Да, дорого стоит нынче рассылка бумаг с цифирью на тему: «Сколько жильцы должны». Впрочем, когда принималось волевое решение о создании ГРЦ, жильцов-то как раз и не спросили, нужен он им или не нужен… Превратили людей в недобровольных спонсоров. Думаю, логика при этом была примерно такой: горячей воды нет – платят, жилье годами не ремонтируется – платят, значит, и за это заплатят. Хотя вряд ли с подобной точкой зрения согласится гендиректор С. Фомина. Возможно, она даже убеждена, что ее структура приносит неоценимую пользу людям. «Наша работа, - говорит она, - заниматься расчетами, перерасчетами, начислениями и т. д. С просьбами о перерасчете горожане обращаются каждый день, и ответы им даем самые разнообразные».

Себестоимость тарифов – второй экономический абсурд. Туда закладывается чуть ли не все, плюс начисляется рентабельность в 10-15%, уровень оплаты уже доведен до 90%, т. е., по идее, ЖКХ должно купаться если не в золоте, то хотя бы в серебре, а оно по-прежнему остается большой дырой. Может, потому что экономика не приемлет абсурдов? Ведь потребитель – это клиент. Именно так должны относиться к нему различные коммунальные организации, живущие за его счет. Так к себе должен относиться и сам плательщик. Если он действительно желает быть настоящим центром лабиринта! И настанет время превращать коммунальные дебри в нечто понятное и удобное. Но это уже другая история.