00:00, 21 мая 2004 года

С радостью иду таме!

С учреждения праздника в 1991 году в Ставропольской краевой библиотеке имени М. Ю. Лермонтова ежегодно проходит общественная культурная акция, включающая книжные выставки, фольклорные фестивали, встречи с писателями, литературные конкурсы и викторины. И нынче также подготовлены интересные мероприятия: выставка редких книг прошлых столетий, уникальных изданий, заседание клуба «Книжница» по теме «Кирилл и Мефодий – исследования и материалы», читательская конференция по книге А. Лысенко «Искушение Философа».

За сто лет до крещения Руси и почти за тысячу до явления Толстого и Достоевского русский человек впервые прочитал на родном славянском языке: «В начале было Слово…». Возникновение русской письменности, принятие христианской веры и великая русская литература – по своей сути единый процесс, события одного порядка. Ибо с великой азбукой, то есть с формой, мы одновременно получили великое содержание: «…и Слово было Бог». Но, чтобы разобраться в этой истории, уникальной для всего европейского мира, попробуем взглянуть на нее глазами человека, не желающего, чтобы гениальное и великое превратилось в привычку.

В этом и состоит глубинный смысл общероссийского праздника славянской письменности. Вернемся к нашему истоку, в давние исторические времена…

Зарождение русской государственности прошло несколько фаз инородного засилия: греко-римского, готского, аварского, хазарского, варяжского. И только после этого пошло свое, русское. Интересующие нас события относятся к хазарскому периоду и тем самым хазарам, которые в большинстве своем были иудейского вероисповедания, частично - мусульманского (сарацины). Но немалую часть их территории занимали славяне. Византия не раз испытавшая на себе грозную силу «варваров», оказалась в затруднении: что за новая нация образовалась в дружественной Хазарии? Византийский патриарх Фотий сообщает интереснейшие для нас детали о том русском народе, который возник из политического небытия: «Народ неименитый, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас… Униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства. Народ неожиданный, без военного искусства, так грозно и быстро нахлынул на наши пределы, как морская волна».

Иными словами, Византия нуждалась в разведке. Парадоксальные чувства варварских народов ей были хорошо известны. С одной стороны, необузданная агрессия, страсть завоевания, с другой – глубокое, почти религиозное почтение многовековой христианской традиции. Хазарская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия – пример правоты великой истины: культура сильнее варварства.

Византийские братья Кирилл и Мефодий были родом из Солуни, города, населенного славянами, что и объясняет их знание славянских наречий. Они принадлежали к той умственной элите Византии, которая во второй половине девятого века объединилась вокруг патриарха Фотия. Кирилл (до принятия монашества – Константин) был истинным чародеем языкознания, талантливым лингвистом и философом. И еще – человеком больным и слабым, однако отозвавшимся на поручение византийского императора и патриарха с исключительным самозабвением: «С радостью иду тамо!».

Официально Константин шел в Хазарское государство, к хазарскому правительству, но реально – с миссионерскими задачами – к почти уже независимой русской части народонаселения Хазарии. В конце 860 года святые братья прибыли в Херсонес. Интересы политические и религиозные совпали: в руках Кирилла уже был собственный перевод Евангелия и Псалтыри на славянский язык. Потому и сопровождал его брат Мефодий, бывший губернатором славянской провинции.

Их лингвистический подвиг подтвержден и так называемой «Итальянской Легендой», написанной Гавдериком, епископом Веллетрийским. В 862 году от Моравского князя Ростислава пришла в Константинополь просьба прислать миссионеров, чтобы укрепить западное славянское христианство. Выбор вновь пал на братьев, и в середине 863-го они прибыли в столицу Моравии – Девину, или Велеград. И сразу же была поставлена на ноги многолюдная школа, перед которой они развернули широкий круг богословских книг…

Начинаясь под двойным благословением Византии и Рима, миссия сулила быстрый расцвет. Славянские богослужения были совершены во многих римских храмах, славянское Евангелие легло на престол Св. Марии. Но, укрепляя национальную независимость славян, моравская миссия Кирилла и Мефодия усилила и сопротивление германизма. Кириллу не суждено было вернуться в Моравию. Он скончался в Риме в 869 году, приняв перед смертью монашество и взяв обещание с брата продолжить начатое дело. Ведь враги не успокаивались. Мефодия обвинили в попрании церковных законов, два с половиной года томили в тюрьме. При папе Иоанне VIII он вновь обрел опору, получив назначение архиепископа Моравского и и дожив до 885 года. За это время им была проделана такая великая работа, которая до сих пор питает славянский мир. Зато у западных славян дело святых братьев со смертью Мефодия рухнуло, не выдержав германского напора…

Заметим: в европейском ареале только у славян, сохранивших кириллицу, создатели письменности причислены к лицу равноапостольных святых, из чего следует, что Кирилл и Мефодий приравнены к первым апостолам, обращавшим целые страны и народы в христианскую веру, – историческое обстоятельство, мимо которого трудно пройти. Изобретение кириллицы стало приглашением славян в большую историю. Выполнив свою миссию, Константинополь передал эстафету Святой Руси. Идея Третьего Рима была внесена в русское самосознание вместе с первыми священными письменами.

В Европе в средние века католицизм создавал универсальную для всех наций культуру с единым латинским языком богослужений. И только наша письменность как первый шаг на пути к вере стала источником нашей национальной самобытности на континенте. У нас даже к букве более душевное отношение, поскольку буква в кириллице – уже слово: аз, буки, веди… Канонизировав Кирилла и Мефодия, православная церковь преобразила нашу историю, обогатив ее духовный смысл, определив высокий статус и значение русского слова. Остается понять: верно ли мы распоряжаемся сегодня богатством и славой великого русского языка?