Земледел
Они давно стали ведущими специалистами различных научных учреждений Северного Кавказа, Центральной России.
И сейчас, в весьма почтенном возрасте, Борис Прокопьевич лишен какой-либо житейской суеты. Он в меру сил общается с сотрудниками отдела земледелия, приносит им свои книги с множеством закладок (на что обратить внимание), участвует в выпуске печатных материалов, работает на даче... Не любит рассказывать о себе, хотя начисто лишен каких-либо комплексов на этот счет. Знает себе цену, но не подчеркивает свою исключительность.
Он не хотел никаких интервью и согласился на беседу (я так думаю) только из-за нашего почти сорокалетнего знакомства.
Недавно ученый совет СНИИСХа принял решение издать труды наиболее выдающихся ученых института, в том числе и избранные публикации Б. Гончарова. Издавать свои труды Борис Прокопьевич посчитал излишним. А когда руководство института стало настаивать, то передал в дирекцию мотивированный отказ в письменном виде. Аж на трех страницах.
В СНИИСХе Б. Гончаров на протяжении многих лет занимал одну должность - заведующего отделом земледелия, основной дисциплины в иерархии аграрной науки. Именно к «земледелам» обращались партийные и хозяйственные руководители, желая повысить отдачу полей.
Конечно, авторитет Бориса Прокопьевича складывался не сразу, но всегда благодаря проводимым опытам, их научной доказательности. Однажды в институт приехал инструктор райкома, чтобы провести семинар по глубокой обработке почвы под подсолнечник. Была директива распространить опыт ростовчан. Б. Гончаров повел инструктора на опытные поля отдела, где показал влияние плотности почвы на рост и развитие растений. В том числе и подсолнечника. Растения прекрасно росли и без рыхления долотообразными лапами. Наглядный опыт оказался убедительней всяких разъяснений.
Это было в середине шестидесятых, когда в отделе ставили десятки опытов по физике пахотного слоя. Вместе с сотрудниками и аспирантами он создал базу данных по обработкам почвы, которая легла в основу его будущей докторской диссертации.
- Ученики подтолкнули к написанию диссертации, - смеется Борис Прокопьевич. - Они готовили свои диссертации по моим разработкам, росла гора научных фактов. Мне оставалось только обобщить их.
Но это было потом. А прежде в жизни его поколения была война...
- Война для меня была и остается самым важным событием в жизни, - с раздумьем говорит Б. Гончаров. - Эти годы ни с чем не сравнишь...
Студента третьего курса Ленинградского СХИ Бориса Гончарова война застала во время летней практики под Лугой. 28 августа 1941 года он попал на фронт. Стал бойцом разведроты истребительного батальона. Дважды был ранен.
Он рассказывает о первых месяцах войны очень подробно, во всех деталях. Как будто это было вчера. Однажды, когда Борис Прокопьевич после второго ранения лежал в госпитале, поступивший в палату лейтенант сказал, что студентов старших курсов решено вернуть в институты. Их демобилизовали. В холодном и голодном Ленинграде в зиму 1941-1942 гг. они продолжили учебу. Поразительный факт: страна сошлась в смертельной схватке с врагом и... думала о будущем, о тех, кому придется возрождать сельское хозяйство.
Студенты получали вначале по 125 граммов блокадного хлеба и поллитра жмыхового супа. Голодные обмороки на занятиях были обычным делом. В январе 1942 года давали уже по 500 граммов хлеба. Учились и сдали даже два экзамена. Но много ребят умерло...
Потом институт эвакуировали в Пермь, а часть студентов, в том числе и Б. Гончарова, отправили на юг, во Владикавказ. На медкомиссии ему поставили диагноз: дистрофия. И все-таки к концу 1942 года Борис Гончаров закончил учебу и получил диплом Горского сельхозинститута.
Его приобщение к науке состоялось опять же в Ленинградской области, где он работал агрономом в совхозе «Восход». В этом же хозяйстве ставил свои опыты известный ученый Агрофизического института И. Ревут. Так вот ему и его сотрудникам Борис Прокопьевич помогал во всем: от разбивки участка до учета урожая на делянках. На мой вопрос, мечтал ли он стать ученым, Борис Прокопьевич ответил твердо: «Да, всегда. Еще со студенческих лет».
Судьба явно подталкивала Б. Гончарова к научной карьере. Но надо вновь садиться за учебники. И опять череда счастливых совпадений: на экзамене по немецкому языку, который он считал для себя «непроходным», попался текст, который он переводил, коротая дни в госпитале.
Итак, в 1949 году он становится аспирантом по дисциплине, которая всегда привлекала, физиология растений. Его руководителем стал известный ученый, будущий академик Б. Мошков. Через три года Б. Гончаров защищает кандидатскую диссертацию о применении электрического освещения для выращивания ранних томатов в закрытом грунте. Его оставляют в Агрофизическом институте для работы на опытной станции.
Ученым всегда было нелегко: маленькая зарплата, трудности с жильем, проблемы с приборами. Но Борис Прокопьевич одну за другой решает для себя эти проблемы. Соглашается с предложением дополнительно поработать редактором в ОГИЗе, на опытной станции в Миньково строит дом, на приусадебном участке поселка Лисий Нос вместе с женой выращивает овощи на продажу. Чтение научной и художественной литературы - в электричке, по дороге на работу и обратно.
А в 1955 году состоялся «бросок на юг». Правда, не к морю, а, наоборот, в знойные степи Прикумья. В Буденновске тогда действовал институт по хлопководству, где он стал заведующим отделом земледелия.
В те годы в Буденновске сложился коллектив довольно квалифицированных сотрудников. Да и сама восточная зона края, типичная для зернового клина Ставрополья, была очень важна для агрономических исследований. Прошел ряд реорганизаций: институт хлопководства преобразовали в Ставропольский НИИ сельского хозяйства. А затем институт перевели в Ставрополь. Все эти «манипуляции» затеяли, не спросив сотрудников, не просчитав последствий. Это сейчас известно, что система «сухого земледелия» родилась на данных по эффективности черных паров на востоке края. А тогда не спрашивали. Б. Гончаров проголосовал за это решение ногами. Взял и уехал опять в Ленинград, в АФИ.
Вернулся в Ставрополь только в 1964 году по приглашению А. Никонова. Начался лучший период в жизни ученого. В 1965-м в СНИИСХе открыли аспирантуру, и к заведующему отделом земледелия пришли первые ученики. Темы для аспирантов и сотрудников отдела были намечены самые актуальные. Их идейные корни шли от его совместных работ с И. Ревутом: физика почвы при различных обработках. Шла практическая реализация теории равновесной плотности почвы.
Земледельческую науку в те годы, как, впрочем, и раньше, лихорадило от различного рода новаций, которые иные политики распространяли на всю страну. Одни приемы, еще не утвердившись в производстве, сменялись другими. Борис Прокопьевич свою позицию выстраивал через опыты, через научные факты. Вместе с сотрудниками обосновывал системы обработки почвы под различные культуры, усовершенствовал севообороты, доказывал необходимость чистых паров для восточных районов.
Попасть в земледельческую школу Б. Гончарова было очень престижно, к нему тянулась молодежь, да и производственники. Коллективный труд «Чистые и занятые пары в Ставропольском крае» и книга «Совместные механические и химические обработки пропашных культур» были изданы в Ставрополе в один год (1969) и были признаны специалистами хозяйств.
Педагогический талант также присущ Б. Гончарову, как и талант исследователя. Он не учил в прямом смысле этого слова, а работал с сотрудниками, рассуждал вместе с ними над схемами опытов и их результатами. Его манере работать с аспирантами созвучны слова крупнейшего российского земледела И. Стебута: «Не просите у меня рецептов. Не рецепты даю я вам, а также не копиистов и книжников хотел бы я видеть в вас, но прежде всего сознательно мыслящих людей - мастеров своего дела, хозяев, горячо любящих свою профессию».
В 1997 году, уже в возрасте 78 лет Б. Гончаров оставляет работу. Это официально. А по существу он и до сих пор живет делами своего коллектива. А еще у Бориса Прокопьевича жизнь продолжается в многочисленных учениках, которых он помнит всех до одного. И сейчас он затеял работу, не имеющую аналогов. Решил написать сборник воспоминаний о своих учениках. Затея, которая, как мне кажется, вызовет обратный отклик. Ведь память в учениках - самая долгая и благодарная.