00:00, 13 мая 2004 года

Попробуйте убить прогресс, или Сервис для налогоплательщика

Год назад среди руководителей некоторых районов и городов края прокатилась паника: налоговые инспекции на их территориях закрываются! Это восприняли как знак падения значимости райцентров, городов, как угрозу бюджетам территорий. И полетели письма в вышестоящие инстанции с требованием: «Верните инспекции!». И по сей день вопрос этот остро всплывает то на заседании краевой Думы, то правительства, то на планерках городских и районных администраций. И чаще других на новшества в налоговой системе негодуют главы муниципальных образований.

Что же происходит? А происходит создание налоговых органов, работающих с применением высоких технологий. И цель происходящих перемен – организовать такие условия, чтобы уплата налогов сопровождалась как можно меньшими неудобствами и нервотрепкой. Надо избавить людей от стояния в очередях, сделать легкодоступным получение разъяснений по интересующим вопросам, исключить необходимость вручную заполнять бесконечные ряды номеров счетов БИКов, ИНН и прочих реквизитов.

Три года назад руководитель управления МНС России по Ставропольскому краю Татьяна Ренскова познакомилась с передовым опытом работы налоговых органов в Нижнем Новгороде и Волгограде. И была потрясена увиденным, поскольку даже представить себе не могла, сколько рутинной инспекторской работы на высоких скоростях могут исполнять компьютеры. Сколько соблазнов и злоупотреблений исчезнут при сдаче отчетности в налоговые органы бесконтактным (то есть исключающим контакт инспектора и налогоплательщика) способом. Насколько удобным может быть для налогоплательщика получение интересующей информации. И какого высокого уровня работы можно достичь, если получить соответствующее оснащение, качественные компьютерные программы, обучить людей и перестроить все на абсолютно новый лад.

Грешна Ренскова. Включение Ставрополья в проект модернизации налоговых органов в число первых в России в планы федерального министерства не входило. Но энтузиазм и настойчивость руководителя сделали свое дело – в самый последний момент наш край включили в десятку первопроходцев.

Сегодня модернизируются налоговые органы всех регионов страны, но у нас самый сложный этап реформы уже пройден. Пережили оптимизацию структуры – закрыли инспекции, которые и себя-то прокормить порой не могли. Организовали вместо них отделы работы с налогоплательщиками только для информирования, приема отчетности и других документов, выдачи справок и проведения сверок состояния расчетов с бюджетом. Создали девять межрайонных инспекций. Из городских и районных оставили тоже девять. Всего число инспекций сократилось наполовину. Приступили к строительству операционных залов для работы с налогоплательщиками и ввели их в строй уже в девяти инспекциях. Получили значительное количество компьютерной техники, включили все налоговые органы в единую сеть электронной передачи данных. На очереди – обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам межрайонных инспекций для всех отделов работы с налогоплательщиками.

Чем при этом облегчили жизнь людям? Скажем, в информационном обслуживании? Удобства обслуживания в операционных залах уже могли заметить налогоплательщики, посещающие, например, инспекции МНС России в Невинномысске, Пятигорске, в Промышленном районе Ставрополя, Предгорном районе. Информационные стенды, оборудованные в залах, содержат всю необходимую информацию. Некоторые залы снабжены мониторами, сообщающими актуальную информацию. Здесь же можно получить полезные памятки.

В течение ряда последних лет для налогоплательщиков организуются бесплатные семинары, в том числе общероссийские, для которых материалы готовит федеральное министерство. В нынешнем году проведено уже пять общероссийских семинаров. Эти формы информирования не новы. А вот информация по телефону… Ее налоговые органы, что называется, отродясь не давали. Но с марта нынешнего года – пожалуйста: во всех инспекциях, в том числе и в самом управлении работает телефонная справочная служба по общим вопросам налогообложения, и только за первый месяц по ее линиям поступило более двух тысяч звонков.

На виртуальном уровне, в интернете, продвинутый налогоплательщик легко отыщет сайт УМНС России по СК по адресу: www.stavropol.nalog.ru с ежедневно обновляющейся информацией. Словом, получить разъяснения по налоговой тематике можно уже не выходя из дома или офиса. И заметьте – доступ бесплатный.

И еще. Появились новые каналы и способы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности. Ее можно принести лично или передать нарочным в отдел работы с налогоплательщиками на бумажных или электронных носителях, послать по почте. Никакой налоговый инспектор ни под каким предлогом в ее приеме не откажет, как, бывало, случалось.

Скоро налогоплательщики, имеющие электронную почту, смогут вообще не ходить в налоговую инспекцию, чтобы сдать отчетность или провести сверку, или внести в отчетность какие-то поправки. Все это можно будет делать, что называется, нажатием одной кнопки. Такая практика в крае уже нарабатывается.

Напоследок хочется лишь заметить. Для пессимистов. Не так давно мы поменяли счеты и пишущие машинки на калькуляторы и компьютеры. Жалеем ли об этом и хотим ли вернуться к прошлому?

Надежда НЕСТЕРЕНКО