Под черным флагом
А конкуренция в краевом центре нешуточная и, к сожалению, мало контролируемая властями. «Ставрополка», ссылаясь на данные прокуратуры, уже писала, что фактическое количество маршруток значительно превышает ту цифру, которая оговорена специальным постановлением главы города. И вот сегодня эту и другие проблемы четырехколесного бизнеса комментирует в беседе с корреспондентом «СП» заместитель начальника отдела УГИБДД ГУВД СК А. МАСТЕПАНЕНКО.
- Александр Федорович, создается впечатление, что в Ставрополе особенно вольготно чувствуют себя маршруточники-нелегалы, и здесь более всего нарушений, связанных с организацией пассажирских перевозок. Или это не так?
- Ставрополь выглядит «заметнее» на фоне других городов. Отчасти потому, что он крупнее, но должен признать, контроль за пассажирскими перевозками в краевом центре действительно оставляет желать лучшего. Основная причина состоит в том, что администрация города никак не может наладить договорные отношения непосредственно с перевозчиками (мешают посредники) и провести среди них конкурс в соответствии с буквой закона. Отсюда и представления прокуратуры и милиции в адрес руководства Ставрополя об устранении нарушений.
Надеюсь, что конкурс, который планируется в ближайшее время среди перевозчиков, сможет снять часть вопросов.
Если же говорить о конкретных нарушениях, учитываемых ГИБДД, то за первый квартал с участием маршруток в Ставрополе было совершено 91 ДТП, в т.ч. 58 – по вине водителей. В десяти особо тяжелых дорожно-транспортных происшествиях один человек погиб, пятнадцать получили ранения. Только чудом удалось избежать жертв, когда на Дзержинского – Голенева перевернулась маршрутка. Пассажиров там, между прочим, находилось больше, чем положено.
- Ни для кого не секрет, что в часы «пик» водители маршруток малой вместимости в погоне за дополнительным заработком разрешают «постоять» пассажирам в салоне, куда вместо 12-13 человек набивается 16-18. Кажется, шоферы совсем не боятся встретиться на линии с работниками ГИБДД и другими контролерами.
- В соответствии с КОАП – Кодексом РФ об административных правонарушениях – за нарушение правил перевозки людей водителю грозит смешной штраф в 100 рублей. Но запротоколировать это нарушение, как правило, можно только на конечной остановке, когда «перегруза» уже не бывает. А если и бывает, то пассажиры весьма неохотно идут в свидетели. Впрочем, штрафов по этому виду нарушений немало, а вопрос упирается в действенность наказания. Вот, например, в типовых договорах, заключенных предприятиями с водителями-перевозчиками, есть пункт: более двух нарушений в месяц – и договор расторгается. А на практике этот «рычаг» используется администрацией города и предприятий крайне редко.
- Интересно, почему?
- Предприятия, о которых идет речь, - посредники между администрацией города и конкретными перевозчиками, что, кстати, незаконно. И если администрация как бы устраняется от контроля, то у посредников возникают с водителями, так скажем, «особые отношения», когда можно закрыть глаза на какие-нибудь грешки. Если бы при управлении транспорта и связи администрации Ставрополя существовала крепкая служба линейного контроля, то нарушителей было бы гораздо меньше. К сожалению, власти краевого центра общение с ГИБДД по вопросам безопасности дорожного движения сводят к минимуму: совместные совещания в последнее время проводятся крайне редко.
- Александр Федорович, жителям Ставрополя часто приходится ездить на таких колымагах, что страшно – не дай бог, рассыплются по частям. Как такую технику выпускают на линии?
- Вопрос не к ГИБДД, а к хозяевам транспорта. И все же уровень технического состояния автопарка за последние годы улучшился – особенно применимо к маршрутным такси. А что касается автобусов, то среди них развалюхи в 20-30 лет – не редкость. Наверное, власти города могут издать постановление, определяющее «потолок» службы для автотранспорта, осуществляющего пассажирские перевозки. Вот будет новый конкурс, посмотрим, отсеется ли «пенсионный» транспорт…
Не менее остро стоит проблема квалификации. Раньше, чтобы сесть за руль автобуса, требовался водительский стаж не менее 5-10 лет, а теперь парни, недавно получившие права, гоняют по улицам города, создавая аварийные ситуации. А на маршрутках, как правило, ездят не владельцы, а арендаторы. Им ставят жесткий «план», вот молодежь и вкалывает порой за баранкой по 12-15 часов, нарушая режим труда и отдыха. Хозяевам на это наплевать, к тому же многие из них в нарушение приказа Мин-транса РФ № 75 не имеют диплома о высшем или среднем образовании автопрофиля и, следовательно, не могут должным образом контролировать водителей. Вот и получается, что кто попало может купить «Газель», отдать ее в аренду, а дальше - трава не расти.
- По некоторым главным улицам города, особенно в часы пик, проезжаешь с большим трудом. Кто-нибудь советуется с ГИБДД при открытии все новых маршрутов, которые во многом дублируют уже имеющиеся?
- К сожалению, нет. Только по официальным договорам работают где-то 1200 маршруток, плюс коммерческие автобусы и муниципальный транспорт. Плотность движения, особенно по улицам Мира, Ленина, К. Маркса, значительно увеличилась. Нужны точные данные о пассажиропотоке, но, по-видимому, их нет. Кстати, в некоторых регионах власти не «пускают» частный пассажирский транспорт (или ограничивают его движение) по маршрутам, где работают муниципальные автобусы и троллейбусы. Тем самым решаются две задачи: разгружается движение по главным улицам, а «муниципалы» получают возможность зарабатывать.
- Александр Федорович, ГИБДД часто задерживает «левые» маршрутки?
- Такие факты имеют место, но опять же наказание, предусмотренное КОАП, например, за работу без путевого листа, пустяковое – 50 рублей штрафа. К сожалению, нередки случаи, когда предприятия, организовывающие перевозки, смотрят сквозь пальцы на такие важные процедуры, как медосмотр водителей и техосмотр транспорта. Водители – и не только маршруток, но и такси – порой выезжают на линию, имея «чистый» путевой лист, где стоят штампики (без подписей), что медосмотр и техосмотр пройден. Это говорит о том, что путевые листы элементарно продаются. У нас есть также информация, что некоторые владельцы пассажирского транспорта по одному договору на перевозки выпускают сразу несколько маршруток, работающих «под черным флагом».
Маршруток в городе стало так много, что теперь графики уплотняются: если раньше водители работали по схеме четыре рабочих дня – два выходных, то теперь два рабочих дня – два выходных. Если кто-то хочет дополнительный заработок, то вынужден «пиратствовать» - выезжать на линию на свой страх и риск или «договариваться» с бригадиром маршрута.
Как видим, вопросы организации этого бизнеса в Ставрополе и контроля за пассажирскими перевозками стоят более чем остро. Чтобы решить их, необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон.