маршрутное такси

Наличие центрального рынка и, следовательно, гарантированного многочасового пассажиропотока, изначально делает выгодным и привлекательным любой маршрут, в котором значатся эти остановки. На ожидание маршрутки уходят, максимум три-пять минут, но самые нетерпеливые могут уехать и на легковых такси, которые концентрируются возле выгодных остановок. В основном, частными такси пользуются контрактники и офицеры, которым иногда проблематично добраться до военного городка «Северный». А вот местные жители к такси подходят редко. И не только потому, что дороговато – поездка стоит 50 рублей, но и по причинам более существенным, связанным с безопасностью.

Повседневная жизнь небольшого Буденновска у коренных жителей всегда на виду, и они неплохо осведомлены друг о друге, поэтому нередко на остановке, когда люди садятся в частное такси, от кого-то из местных можно услышать и такое: «Водитель же пенсионер, к тому же сердечник. Кто же ему разрешил возить пассажиров? А вдруг в дороге у него будет приступ?»

И сколько таких «теневых» извозчиков без медосмотра колесит по городским улицам, вряд ли кто в Буденновске знает. Нередко среди десятков частных такси, ждущих пассажиров, можно видеть и машины с желтым знаком на лобовом стекле, означающим, что их владельцы не просто больные люди, а официально признанные инвалиды. И знаки такие даны специально для предупреждения других водителей о возможной опасности на дороге. Инвалидность есть инвалидность. И нельзя забывать, что на дорогах у нас гибнет людей гораздо больше, чем в военных конфликтах.

Ради любопытства я проехал на такси, помеченном инвалидским знаком. Хозяин пояснил, что таксует по одной причине. Много лет назад ему была сделана операция на головном мозге, денег на лекарства не хватает. А так за день всегда можно неплохо подзаработать, тем более, когда надо везти пассажиров в другой город. Стоящему на дороге гаишнику особой разницы нет, кто сидит в салоне, лишь бы не было нарушения правил движения. Да и пассажиры вряд ли скажут, что едут с таксистом-инвалидом. И никто не задумывается над тем, что может случиться на дороге, если у такого водителя что-то «перемкнет» в больной голове...

Второй год безуспешно борется с «таксистами-теневиками» начальник Буденновского автовокзала В. Гриценко, для которого пассажиры, особенно на междугородных рейсах, – основа выполнения плана. Вместе мы обошли территорию вокзала, на которую, несмотря на запрещающие знаки, заезжают частные извозчики.

– Мы уже не раз обращались с официальными письмами в милицию, налоговую и транспортную инспекции, просили навести порядок с таксистами, не имеющими лицензий на перевозку пассажиров, – говорит В. Гриценко. – Надо же кому-то официально бороться с незаконным промыслом. Но никто не заботится о цивилизованных методах перевозок, безопасности пассажиров. Такая неразборчивость государственных структур, отвечающих за работу транспорта, в том числе и в сфере частного извоза, просто удивляет.

Регулярно начальник автовокзала предоставляет в вышеназванные организации номера автомобилей, чьи водители промышляют на его ведомственной территории. Понятно, что пост ГАИ на автовокзале не поставишь, но регулярные рейды способствовали бы наведению порядка.

Скептики утверждают, что бороться с «теневыми» таксистами бесполезно. Но ведь подобное творилось недавно и среди маршрутных такси, когда на линию выезжало немало автобусов, водители которых не имели никаких прав на перевозку пассажиров. Однако сумели же решить эту проблему, хотя вопросы техосмотра и медицинского освидетельствования водителей так и остаются открытыми. Нужен только принципиальный подход, жесткий контроль, и тогда инвалид задумается над тем, стоит ли ему заниматься перевозкой людей, подвергая их жизнь в постоянной опасности.

Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО