Уроки для всех
Жестко структурирован оказался и сам конкурс. Условия продиктовала Москва. В этом году он состоял из двух этапов. Вначале участники должны были показать себя как учителя-предметники, затем – как профессионалы, умеющие работать в проблемных номинациях – таких, как «Лучшие традиции в образовании», «Инновационные формы обучения», «Гражданское и патриотическое воспитание», «Практико-ориентированное образование» и других. Регламентированы были и формы проведения конкурсных мероприятий: на урок по предмету отводилось 20 минут, на работу в номинации – 30. Думается, что во всем этом были свои плюсы и минусы. В любом случае, как всегда, «Учитель года Ставрополья-2004» дал определенный срез состояния образования края.
Так, не состоялась секция учителей, ведущих информатику. И это несмотря на то, что в последнее время много говорится о продвижении информационных технологий в школы, и процесс такой, безусловно, наметился. Единственный представитель этой профессии на конкурсе Олег Фролов, преподаватель информатики из лицея «Экос» Новоалександровска, оказался к тому же по образованию и опыту предыдущей работы не педагогом, а технарем, программистом. По его мнению, педвузы, которые сейчас дают дипломы, где специальность обозначена: «Математика. Информатика» - все же выпускают, скорее, преподавателей математических дисциплин, чем специалистов по компьютерным технологиям, и это положение в дальнейшем должно меняться. (Почему на конкурс не приехал к тому же ни один учитель иностранного языка, лично у меня нет даже предположений…)
Главное впечатление у всех, кто наблюдал это традиционное соревнование учителей края, конечно же, осталось от их энтузиазма, искренности, большого желания учить детей, как бы трудно это сейчас не было. Но вместе с тем…
Уровень владения профессией оказался очень разным. На уроках случались, и не раз, фактические ошибки. Учительница сообщает детям, что когда в старину пекли хлеб, то желали «хорошей спорыньи». Не поленившись заглянуть в толковый словарь, я выяснила, что спорынья – это… болезнь злаковых. Старшеклассник, характеризуя красное движение времен Гражданской войны, утверждает, что среди идеалов большевиков были русский национализм и патриотизм – учитель с ним соглашается. И так далее. Думается, что здесь сказывается ситуация, когда действительно опытные, действительно лучшие педагоги далеко не всегда хотят участвовать в профессиональном конкурсе. Тогда район отправляет тех, кого нашли, кому хватило храбрости.
Но, конечно же, были уроки, показавшие высокую компетентность педагогов, владение ими различными методиками, умение работать даже с чужим классом, что всегда трудно.
Нужно сказать и то, что некоторые трудности были заданы педагогам изначально условиями конкурса. 20 минут урока - это очень мало. За это время можно только отыграть какую-либо свою «фишку». Чтобы сделать эту двадцатиминутку насыщенной и интересной для детей, нужен был особый уровень профессионализма и внутренней культуры учителя. Я такой урок видела один – у Ольги Сердюковой, учителя литературы из Ессентуков, которая, сравнивая переводы из Гейне, Лермонтова и Тютчева, сумела затронуть с учениками очень глубокие философские темы. Среди таких мастеров называли также Надежду Пестову, биолога из Арзгира, Майсервер Тойкееву, учителя географии из Туркменского района, некоторых других.
С номинациями оказалось еще сложнее. Участники конкурса почти единогласно говорили, что не имели возможности выбрать их самостоятельно, согласно своему направлению работы, представлениям о себе как об учителе, а были включены в ту или иную группу оргкомитетом конкурса. Поэтому Андрей Лещенко из Ставрополя, который представлял себя в номинации «Практико-ориентированное образование», попал в группу «Лучшие традиции в образовании». А Елена Чекалина (Кировский район), видящая себя в качестве учителя-воспитателя, оказалась в номинации «Инновационные формы обучения». И проявить себя особо не смогла… Можно ли было провести конкурс, где было бы много учителей-воспитателей, но мало «инновационников»? Можно, наверное, если бы решились чуть-чуть отступить от указаний Министерства образования РФ. Не решились. И эта заорганизованность кому-то из конкурсантов помешала, оставила неудовлетворенность собой и мероприятием.
В программе «Учителя года Ставрополья-2004», как обычно, был такой вид работы, как защита учителем собственной методики, системы педагогических взглядов. Это оказалось камнем преткновения для многих. Есть, правда, мнение, что учителя-практики, которые хорошо владеют профессией, крайне редко умеют теоретизировать по этому поводу. Но, может быть, дело в другом? Когда практика учителю диктуется сверху, как это происходит в последнее время с тем же профильным обучением, то и теоретическая мысль его не блещет. Новаторы прошлых десятилетий – Шаталов, Амонашвили, Лысенкова – свою практику выстраивали сами, возможно, поэтому сумели выстроить и стройную теорию.
И все же конкурс «Учитель года» важен и нужен. Участникам – потому что они несколько дней общались с членами жюри и друг с другом, получили реальное представление о своих возможностях, долго будут помнить эти переживания, сделают для себя важные выводы. Организаторам, представителям территорий, педагогической общественности – потому что уроки конкурса каждый год показывают, в каком направлении работать дальше.
* * *
Первое место по итогам конкурса жюри отдало Ольге Сердюковой, учителю русского языка и литературы средней школы № 10 г. Ессентуки. На втором месте Анна Барсукова, учитель начальных классов средней школы № 16 села Томузловского Буденновского района; третьей стала Лидия Мачихина, преподаватель химии средней школы № 3 села Дивного Апанасенковского района. Победительницы награждены компьютерами вместе с комплектом соответствующей оргтехники. Получили грамоты, денежные премии, призы от различных организаций и ведомств все остальные конкурсанты. В награждении приняли участие заместитель председателя ПСК Алла Золотухина, министр образования СК Алексей Шабалдас, председатель большого жюри, ректор Ставропольского государственного университета Владимир Шаповалов.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
