Ессентуки

Система публичной власти в России готовится выйти на очередной виток реформирования. С 1 января 2005 года вступает в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а с 1 января 2006 года – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эти два новых закона предполагают взаимную ответственность между различными уровнями власти, прозрачность отношений между ними, а также значительное повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления перед гражданами России. Однако на местах замыслы российских законодателей пока что по достоинству не оценены и вызывают опасения. Поэтому по инициативе федерального центра в российских регионах для руководителей органов местного самоуправления проводятся семинары, на которых детально рассматриваются все аспекты новой редакции, прежде всего закона о местном самоуправлении. Именно такой семинар и прошел в Ессентуках.

Днем раньше на отчетно-выборном собрании Союза муниципальных образований СК, которое состоялось также в Ессентуках, главы сельских и районных администраций высказали осторожное и в некоторых случаях даже негативное отношение к уже идущей реформе местного самоуправления. В частности, критике подверглась система кассового исполнения местных бюджетов через отделения Федерального казначейства, а не через банки, как это было раньше.

Предполагалось, что система казначейского обслуживания бюджетов позволит ускорить срок перечисления средств и ужесточить контроль над их нецелевым использованием. А на практике, утверждают муниципалы, сельские бухгалтера, даже съездив на учебу, не могут до конца разобраться в том, что же нужно делать. Платежи через казначейство проходят заметно медленнее, чем через банки, постоянно случается путаница со счетами, в результате возникают задолженности по зарплате бюджетникам, по коммунальным платежам и т. п. Существует определенная проблема и с определением границ муниципальных образований – это тоже одно из требований нового закона. Дело в том, что на одной территории может существовать, как минимум, три формы собственности – федеральная, краевая и муниципальная. И статус той или иной собственности зачастую вызывает споры и противостояние…

О том, какие же перспективы ждут муниципальную власть после введения нового законодательства, в сжатой форме рассказал журналистам один из основных докладчиков семинара, замначальника Управления развития местного самоуправления Минэкономразвития РФ Сергей Мирошников:

– Какие аспекты нового закона вызывают наибольшее непонимание или неприятие со стороны глав муниципальных образований?

– Жесткого неприятия уже нет. Те сложные и интенсивные споры, которые шли в процессе подготовки закона, сейчас переходят в более конструктивную плоскость: что нужно делать, по каким направлениям работать и как осуществлять реализацию требований закона. Наиболее сложными являются вопросы территориальной организации. До 1 января 2005 года все субъекты должны принять правовые акты о территориальной организации местного самоуправления в соответствии с требованиями нового закона, то есть создать поселковые муниципальные образования там, где их нет, создать районные муниципальные образования, наделить города статусом городских округов. В процессе этой работы всплывают старые вопросы административного деления. Именно оно всегда вызывают большие споры. В этой связи хочу отметить: формулировки закона сделаны нарочито мягкими для того, чтобы с учетом местных исторических традиций можно было принять наилучшее решение. То есть нормы закона являются ориентировочными, дают какие-то рамки, но принимать решения должен каждый субъект самостоятельно.

– Сегодня достаточно жестко прозвучала критика казначейского исполнения бюджета. Насколько она обоснованна?

– Действительно, становление казначейской системы очень непростое дело, особенно в условиях дефицита кадров и техники. И даже в тех городах, где есть достаточное количество квалифицированных работников, оргтехника, создание казначейской системы на первом этапе вызывает затруднения. Еще сложнее идет этот процесс в сельских муниципальных образованиях. Но иного пути нет, казначейское исполнение должно быть внедрено, поскольку оно действительно имеет очень большие преимущества. Может быть, они пока не видны, но это болезнь роста.

– В будущем году вступает в силу Федеральный закон, согласно которому финансирование всех социальных программ ляжет на плечи субъектов РФ. Не поставит ли он муниципальные образования на колени?

– Вопрос непростой. Понятно, что перераспределение полномочий не приведет к увеличению средств. Но вся реформа системы публичной власти направлена на то, чтобы после тяжелого периода перемен власть оказалась приближенной к населению, чтобы население начало принимать участие в действиях этой власти, в принятии решений. Общественный интерес приведет к повышению общественной активности, которая, с нашей точки зрения, должна сопровождаться и экономическим подъемом.

– Но не будет ли это своего рода «шоковой терапией»?

– Это вынужденное решение, других нет. Иначе мы будем плодить иждивенческие настроения, вроде тех, которые прозвучали сегодня: «мы напишем письмо губернатору и еще попросим средств». Это бессмысленно. Если не будет общественной активности, то никакого экономического подъема в нашей стране не произойдет. Все три уровня власти решали одни и те же вопросы в полном объеме – образование, здравоохранение, ЖКХ. Разграничение полномочий должно привести к осуществлению нового принципа – соответствия расходных обязательств и доходных источников. Тогда не будут возникать обязательства, на которые денег нет и не планировалось.

Елена КОЛОНТАЕВСКАЯ