Змея на колосе
Ни один американский шпион не нанес России такого ущерба, как перебравшийся из-за океана полосатый жучок, напоминающий безобидную божью коровку. Миллионы тонн «второго хлеба» недополучили россияне за последние десятилетия по вине злейшего вредителя пасленовых – колорадского жука. Десятки институтов и лабораторий в поте лица разрабатывают новые технологии и ядохимикаты, которые бы позволили уничтожить «оккупанта». Но тщетно. Недавно Минсельхоз РФ вычеркнул колорадского жука из списка карантинных вредителей, то есть официально признал, что тот завоевал всю территорию страны, где сумма положительных температур достаточна для его размножения.
С 1968 года, когда пыльные бури на Ставрополье уничтожили тысячи гектаров озимых и к нам в экстренном порядке, без разбора, стали со всего мира завозить семена яровых, появилась в крае такая напасть, как амброзия. В Америке на нее внимания не обращают. Там «зеленый пожар» весьма успешно предотвращает амброзиевый листоед. В России же естественных врагов у амброзии нет. Зато имеет место низкая культура земледелия, никудышное санитарное состояние в городах и селах. Вот и разрастаются повсюду пышные заросли вредоносного сорняка.
В одном из банков Франции лежит миллион франков золотом - награда тому, кто найдет эффективное средство борьбы с филоксерой. Этот опаснейший вредитель тоже перекочевал из Америки. На Ставрополье он в той или иной степени поразил почти все виноградники.
- При вечной нехватке средств на химобработку и в целом низкой культуре земледелия практически все вредители и болезни растений, которые попадают в нашу страну, здесь бурно развиваются, - утверждает заведующий Минераловодским пограничным пунктом по карантину растений Николай Павлов. – Поэтому самое главное – не допустить их проникновения.
Инспекторы погранпункта с содроганием вспоминают анархию, царившую в начале 90-х годов. Собственное семеноводство к тому времени у нас почти угробили. За границей быстро сообразили, какой огромный рынок сбыта открылся, и погнали в Россию семена по принципу: «На тебе, Боже, что нам не гоже». Именно в те годы на Ставрополье завезли такое опаснейшее заболевание, как формопсис подсолнечника. На Западе для борьбы с ним применяют эффективный, но дорогостоящий комплекс мер. Нам он не по карману. А ведь инфекция сохраняется в почве от семи до десяти лет. Вместе с американскими семенами кукурузы завезли и шалфей. Сейчас уже известно, что в жаркую сухую погоду это красивое растение накапливает синильную кислоту. А поначалу не могли понять, отчего вдруг начался падеж коров.
В те же годы через аэропорт валом шли дефицитные цитрусовые. Иные предприимчивые граждане везли из Греции и Турции до двух-трех тонн лимонов и апельсинов. А у «новых русских» появилась мода среди зимы привозить из теплых стран контейнеры с набором всевозможных свежих овощей и фруктов. Попробуй-ка за всем уследить, все проверить…
Сейчас порядка с охраной границ от завозных вредителей и болезней стало куда больше. Да и экономические условия изменились. Сегодня никому не придет в голову везти дорогостоящим авиарейсом товарную партию экзотических фруктов. Ведь на любом рынке можно свободно купить бананы, апельсины, лимоны, ананасы. Почти все они поступают через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. Там их тщательно фумигируют, то есть в герметично закрытых складах обрабатывают парами реактивов, уничтожающих всякую заразу. Однако и на Минераловодском погранпосту расслабляться нельзя. Ведь опаснейший вредитель может попасть в страну и с малой партией растительной продукции. В развитых странах действуют очень жесткие правила: туда вы самовольно и пару яблок не ввезете. У нас более либеральные порядки: до пяти килограммов фруктов и овощей пассажир авиарейса может держать в своей ручной клади. Конечно, их стараются осматривать, но гарантии нет… А вот саженцы и всевозможные горшечные культуры инспекторы погранпункта изымают подчистую, ведь визуально обнаружить вредителей в почве почти невозможно. При этом приходится выслушивать немало жалоб, угроз. Но…
- Как-то изъяли цветок, - вспоминает инспектор погранпункта Владимир Удодов. – На вид совершенно здоровый. Но через неделю из почвы полез червец, всю поверхность покрыла белесая пленка. И вскоре цветок погиб.
И все-таки сейчас инспекторов Минераловодского погранпункта больше тревожит не внешний, а внутрироссийский карантин. Например, такой опаснейший вредитель, как средиземноморская плодовая муха, уже пробрался из Турции в Краснодарский край. Там же, а также в Карачаево-Черкесии недавно обнаружена и картофельная моль. Ее личинки за два-три месяца могут подчистую слопать заложенный на хранение картофель. В средней полосе России вовсю свирепствует нематода. У нас она пока не обнаружена. Но стоит какому-либо частнику или фермеру поэкспериментировать – посадить не районированные, а завозные клубни, и может случиться беда. Близко подобрался к границам Ставропольского края и западный кукурузный жук. В Югославии, куда его во время натовской «миротворческой миссии» в Косово завезли американцы, погибают целые поля: взрослый жук выедает пыльцу, а его личинка подгрызает корень растения. Недавно вредителя обнаружили и на Украине. А это уже – рукой подать.
К сожалению, помимо потенциальной есть и уже вполне реальная опасность распространения «импортных» болезней и вредителей в нашем крае. Так, в Предгорном районе обнаружен американский клеверный минер. Выявлен очаг амброзии многолетней. А калифорнийская щитовка уже повсеместно превратилась в сущее бедствие для садов. В последние годы государство стало выделять средства на защиту молодых садов и питомников от этого вредителя. Но только в коллективных хозяйствах. Противостоять этому нашествию весьма непросто, поскольку…
- Во многих коллективных хозяйствах сейчас нет даже агронома, - говорит Николай Павлов. – А фермеры и частники – это вообще «дикая дивизия», за которой нет никакого контроля.
В марте-апреле для инспекторов пограничного пункта по карантину растений наступает горячая пора. Необходимо, насколько хватит сил и времени, проверить саженцы, которыми сейчас торгуют не только на рынках, но и буквально на каждом углу, заготовленный на посадку картофель, выявить степень поражения садов калифорнийской щитовкой, отобрать пробы семян подсолнечника на предмет зараженности формопсисом. Не успеешь оглянуться – взойдет амброзия. Без предписания карантинной службы мало кто возьмется уничтожать вреднейший сорняк…
Так что форма сотрудников и статус пограничного – это не только внешние атрибуты. Они отражают суть этой службы: быть всегда начеку, охранять рубежи большой и малой родины от непрошеных гостей.