00:00, 10 апреля 2004 года

Бедность - за порог

Конкретно, причем уже не первый раз, речь шла об обеспечении страхователями пенсионных прав застрахованных лиц, а также о мерах по смягчению последствий массовых увольнений работников и о действиях профсоюзов по достижению достойной оплаты труда. Все эти острые проблемы настолько сейчас злободневны и так взаимосвязаны, что на заседании комиссии высказывалось даже предложение о необходимости разработки и принятия целевой комплексной программы по борьбе с бедностью. И это, видимо, рано или поздно произойдет. Ведь Ставрополье по основным показателям социально-экономического развития в пересчете на душу населения занимает последнее место в Южном федеральном округе, в числе отстающих мы и среди субъектов Российской Федерации: почти 40 процентов населения края имеют денежные среднедушевые доходы ниже уровня прожиточного минимума!

Но пока такая программа будет разрабатываться и приниматься, социальным партнерам (то есть представителям власти, работодателям и профсоюзам) уже сейчас следует четче определиться с выполнением собственных первоочередных задач, исходя из принятого несколько месяцев назад Соглашения между правительством, Федерацией профсоюзов и Конгрессом деловых кругов Ставрополья на 2004 – 2006 годы.

По словам заместителя управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю И. Шинкаренко, хотя сейчас стало меньше предприятий, которые вообще не платят страховые взносы, тем не менее недоимки в целом по краю очень и очень велики. Дело доходит до их взыскания (так же, как и пени) в судебном порядке. Самыми недисциплинированными оказываются автотранспортники, коммунальники…

Еще одно негативное явление, которое заведомо обрекает значительную часть населения, прежде всего тружеников аграрного сектора экономики, на маленькую пенсию, а значит, и на бедность, – это выплата заработной платы натурой, то есть готовой продукцией. Какие могут быть с нее страховые взносы! Как, впрочем, и непосредственно с самой зарплаты - крайне низкой.

Работодателям тут есть, конечно, над чем призадуматься, если они действительно пекутся об интересах коллективов. Да и минтруда и соцзащиты населения края тоже, похоже, «без работы не останется»: оно обязано принимать меры по недопущению выплаты заработной платы в неденежной форме (сверх доли, допускаемой на этот счет трудовым законодательством). Но роль первой скрипки в защите прав застрахованных лиц играют, разумеется, «пенсионных дел мастера». Отделению ПФР по Ставропольскому краю комиссия рекомендовала продолжить эту работу, в том числе - совместно с территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам. Как выясняется, далеко не лишними оказываются и меры прокурорского воздействия к руководителям организаций-должников, и даже – сотрудничество с оперативно-разыскной частью по налоговым преступлениям ГУВД СК.

Для общества бедность, как отметил заместитель председателя Федерации профсоюзов Ставропольского края Н. Лаута, - это настоящее бедствие. Вот почему сторонам социального партнерства необходимо обязательно продолжить эту совместную практику – по заключению коллективных договоров, причем в организациях всех форм собственности. И нужно обязательно добиваться разработки и включения в них положений об оплате труда для всех категорий работников. Комиссия имеет в виду также и другое: нельзя допускать снижения сложившейся в последние годы доли заработной платы в себестоимости выпускаемой продукции.

Подчеркивая, что все обсуждаемые вопросы следует рассматривать не упрощенно, не однобоко, а лишь в комплексе, президент Конгресса деловых кругов Ставрополья В. Травов обратил внимание еще на одну проблему: у нас в прошлом году заработная плата увеличилась на 30 процентов, а объемы производства – лишь на …девять. Налицо очень тревожный и серьезный разрыв. Поэтому нужно вести также и политику поддержки работодателей, создания им нормальных условий для развития производства.

В числе решений комиссии есть и такое – обратиться в Госдуму края с просьбой инициировать принятие федерального закона, определяющего порядок реализации статьи 133 Трудового кодекса РФ в части приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.