Различные регионы Российской Федерации – от Приморского края до Ямало-Ненецкого автономного округа – представили на конкурс проекты привлечения внебюджетных средств в сельское образование. В том, что это необходимо при проводимой модернизации, когда меняется система финансирования общеобразовательных учреждений, сомневаться, к сожалению, не приходится. В Ессентуках собрались учителя, руководители школ, имеющие хороший опыт в данной области. В течение пяти дней в присутствии солидного жюри, в состав которого вошли академики РАО А. Новиков, М. Левицкий, Т. Шевченко, главный редактор журнала «Народное образование» А. Кушнир, известные педагоги, шла защита проектов, бизнес-планов.

Выяснилось, что сельские школы зарабатывают внебюджетные деньги в основном через ученические производственные бригады (кое-где их называют учебно-производственными). Сельские профессионально-технические училища чаще идут другим путем: развивают собственное производство нехитрых бытовых товаров, мебели, которые иногда реализуют через свои магазины – именно такой опыт представил наш край.

Лучшей была признана работа средней школы № 12 села Сержантого Приморского края. Здесь существует целый образовательный комплекс, состоящий из средней школы, детского сада и детского дома. Летом на базе комплекса открывается трудовой лагерь. Но вообще трудовое объединение школьников работает по круглогодичному циклу. Помимо заработной платы, которую выплачивают ученикам по договору, их усилия приносят школе доход около 2 миллионов рублей в год. Дальневосточники как победители конкурса получили главный приз – резограф и пять компьютеров. Второе место жюри присудило средней школе № 15 села Казинка Шпаковского района, которой вручили пять компьютеров. Казинцы представляли традиционную ученическую производственную бригаду, которая существует здесь уже много лет. И, наконец, третьими стали белгородчане – средняя школа поселка Валуйки. Здесь также внебюджетные средства зарабатываются школьниками в ученической производственной бригаде. В Валуйки ушли три компьютера.

На «круглых столах» Макаренковских чтений обсуждались достаточно острые вопросы. Как совместить круглогодичную работу детей на земле с усвоением ими учебных программ? Мнение высказывались разные. Сельские педагоги стояли за то, что если около 70 процентов выпускников сейчас по тем или иным причинам остаются дома после окончания школы, то навыки аграрного производства, возможно, для них важнее академической подготовки по предметам. Во всяком случае, введение профильного обучения позволяет перебрасывать часть учебной нагрузки в УПБ. Именно так поступают казинцы, которые дают выпускникам аграрные профессии.

Спорили о материальном вознаграждении детей и педагогов. Школьникам платят немногие – в основном, заработанные деньги идут на развитие учебных заведений: закупку компьютеров, ремонт, другие цели. А учителям дополнительно не платит никто. По мнению ряда выступавших, это неверно. Бывает, что на селе старшеклассник является единственным членом семьи, имеющим постоянную работу в той же бригаде, его деньги – статья дохода. Что касается педагогов, отдающих трудовому воспитанию учеников много сил, то не поощрять их за труд материально – несправедливо.

Главный же вывод, который сделали участники мероприятия, таков: школа на селе должна иметь землю, иначе не сможет выжить в переходный период модернизации образования. А ученическая производственная бригада – по-прежнему самая востребованная форма организации труда детей.

Лариса ПРАЙСМАН