Заговор молчания по-чиновничьи
Напомним: в час дня 21 марта в десяти метрах от железнодорожного пути № 14 (и примерно в двухстах метрах от вокзала) в металлической бочке без маркировки загорелось ее содержимое (как позже выяснилось, опасный для здоровья людей белый фосфор). Напоминающее масляную краску вещество разлилось на площади около семидесяти квадратных метров. На место происшествия выехали оперативные службы. Пожар был потушен – фосфор засыпали песком и содой. Но оказалось, не очень тщательно. И во вторник вновь заполыхало.
В ходе разбирательств выяснилось, что злополучную емкость выкопали из земли еще в январе. Это сделали строители, ремонтирующие канализацию. Все это время бочка валялась в строительном мусоре. Пожар же произошел в результате ее разгерметизации и соприкосновения фосфора с воздухом и солнечными лучами. В среду наконец опасную бочку вывезли с территории вокзала и уничтожили.
Возможно, о том, что на вокзале произошло ЧП с выбросом опасного вещества, никто бы и не узнал, если бы не врачи. Факт упорно замалчивался.
Как рассказал Валерий Матяшов, главврач третьей городской клинической больницы, где обследуются участники тушения пожаров, именно по инициативе медиков и началась массовая проверка населения:
- Мы самостоятельно приступили к выявлению всех участников ликвидации чрезвычайной ситуации. Через руководство оперативных служб нашли 54 человека. Симптомов отравления ни у кого из них нет. У девятерых в анализах обнаружен фосфор. Но чувствуют они себя нормально. Фосфор – вещество коварное. Он может дать о себе знать лишь через 3–4 дня. Поэтому мы держим людей под наблюдением, в том числе в стационаре. Берем анализы, проводим профилактическое лечение печени и почек. Именно эти органы могут пострадать в первую очередь. Осложняет ситуацию то, что на опыте мы не сталкивались с подобными случаями. И с воздействием фосфора знакомы лишь теоретически. Уже к концу недели, если контрольные анализы покажут, что здоровью людей ничего не грозит, планируем отпустить всех домой, под наблюдение участковых врачей...
А бригады врачей второй городской поликлиники проводят поквартирный обход близлежащих к вокзалу домов. Заходят и на предприятия. Как сообщает пресс-служба администрации Ставрополя, приглашенные специалисты-химики, проводившие исследование места загрязнения, утверждают, что угрозы для здоровья жителей нет. Постоянно проводятся замеры воздуха. «Ведется расследование по факту появления бочки с фосфором на территории железнодорожной станции», - говорится в пресс-релизе. Активно осуществляется и поиск виновных. Руководство железнодорожной станции от комментариев отказывается, но себя считает непричастным. Мол, рабочие откопали какую-то бочку, бросили, мало ли что в земле можно найти. Другое дело, что оперативные службы не смогли грамотно обезвредить токсичное вещество. Обвиняет эти структуры и городская администрация. При этом почему-то в нарушение действующего законодательства представителей прессы на совещания, посвященные разбору ситуации, допускают избирательно.
«Вместе с тем нужно отметить несвоевременное реагирование и некомпетентность в действиях оперативных служб, в частности управления ГО и ЧС по городу Ставрополю… Чрезвычайной ситуации и ее последствий можно было бы избежать, если бы не головотяпство и некомпетентность руководства краевых оперативных служб», - заявляет городская пресс-служба.
В свою очередь, в управление ГО и ЧС Ставрополя считают, что они сделали все, что смогли. И продолжают работу до сих пор. Например, необходимы профилактика местности, анализ собственных действий, работа над ошибками.
В общем, произошедшее ЧП поставило в тупик всех. Но, на мой взгляд, вопрос о некомпетентности – вторичен. Главное в другом – чиновничий «заговор молчания» вокруг ситуации опасен для всех.