Валерий Зеренков

1. Конституция 1994 года дала субъектам Российской Федерации право самостоятельного принятия местных законов. Первой Государственной Думе Ставропольского края предстояло заложить основы и традиции ставропольского законодательства.

В те годы Дума приняла свыше 200 законов. И все они были остро необходимы. Хотя бы потому, что закрывали дыры в российском законодательстве, многие из которых зияют до сих пор. И, кстати, некоторые из этих законов были взяты за образец для всей России.

Опыт работы Госдумы Ставропольского края в 1997 году Совет Федерации РФ рекомендовал для изучения всем субъектам Российской Федерации в качестве примера продуктивной законотворческой деятельности.

Считаю, что самыми значимыми для региона законами стали: «О жилищно-коммунальном хозяйстве», «О налоговой политике», «О молодежи», «О миграции», «О местном самоуправлении», «О статусе жителя Ставропольского края», «О казачестве», «О дорогах Ставропольского края». Причем многие из них намного опережали время.

Принятый нами Устав (Основной Закон) Ставропольского края стал фундаментальным законом, который определил статус края как равноправного субъекта в составе Российской Федерации, урегулировал отношения между исполнительной и законодательной властью.

Результативная деятельность первой краевой Думы была не случайна. Ее состав был очень профессиональным, избиратели отдали свои голоса достойным кандидатам – ответственным и компетентным. Считаю, что и выбранный нами курс на тесное сотрудничество с органами исполнительной власти оказался верен. Нам пришлось работать с тремя губернаторами и соответственно с тремя администрациями и со всеми находили общий язык. Сложились деловые взаимоотношения с Федеральным Собранием, хотя наладить их было непросто, ведь нам приходилось отстаивать интересы края по вопросам, которые Москва в упор не видела. Особенно это касалось проблем миграции, возрождения казачества и безопасности приграничных районов края.

Оглядываясь назад, оценивая сделанное 10 лет назад, уверен, что со своей главной задачей мы справились – была сформирована целостная система законов края как правовой основы экономического, социального и политического развития, обеспечивающего нормальные условия жизни каждому жителю Ставрополья.

2. На депутатском корпусе первого созыва лежал огромный груз ответственности за сохранение мира и спокойствия на ставропольской земле. Наш край многонационален, он граничит с девятью субъектами Российской Федерации, и в то время, когда вокруг разгорались конфликты на национальной почве, необходимо было приложить все усилия, чтобы не допустить кризисной ситуации. Стремясь стабилизировать обстановку на Северном Кавказе, мы не раз выступали с миротворческими акциями по урегулированию межнациональных отношений: вместе с органами исполнительной власти участвовали в переговорах между конфликтующими сторонами, встречались с воинами Северо-Кавказского пограничного округа, с генералитетом.

Потрясением для всех нас стали дни буденновской трагедии. Это было бессмысленное, кровавое преступление. Неудивительно, что Дума откликнулась законами, которые оказались ко времени. Мы пошли на то, чтобы их принять, несмотря на отсутствие прецедента в других регионах, попытки нас запугать – мол, нарушаем Конституцию. И хоть впоследствии их пришлось изменить, в то время свое дело они сделали. Это прежде всего законы «О статусе жителя Ставропольского края», «О казачестве», «Об отрядах местной самообороны».

По моему мнению, большую роль в стабилизации сложившейся обстановки сыграли тогда казаки. И краевая Дума первого созыва постоянно занималась проблемами становления казачества: был создан внебюджетный фонд «Возрождение казачества», помогали в формировании казачьего управления, словом, оказывалась самая всесторонняя поддержка. Благодаря всем этим мерам удалось сохранить мирное равновесие на Ставрополье.

3. От Думы зависит очень многое. Особенно в нашей стране, в которой за 80 лет авторитарной системы практически утратились традиции российского законотворчества. Законодательная база была очень слабой, одни законы только декларировались, другие были оторваны от реальной жизни. И только 10 лет назад стали создаваться законы, от которых в жизни людей произошли по-настоящему позитивные перемены, законы, которые действительно остро необходимы.

Мировая история парламентаризма доказала, что без построения правовой основы невозможно достичь демократических преобразований в обществе.

Думаю, что еще на долгие годы главной задачей, стоящей перед краевым парламентом, станет претворение в жизнь демократических принципов – на построение правового государства нужно время. Ставрополье – особый регион, и так уж сложилось исторически, что нам надо быть всегда впереди, подавая пример окружающим нас субъектам РФ.