Кто под красным знаменем раненый идет?..
У финиша
По оценкам экспертов, лидерами выборной гонки, которая завершается 14 марта, являются кандидаты в главы Невинномысска Н. Тулба, К. Храмов и В. Ледовской.
Данные опросов утверждают, что лучшие шансы имеет Николай Тулба, бывший первый заместитель Анатолия Семенченко, мэра Невинномысска, оставившего должность после победы в декабре прошлого года на выборах в Госдуму РФ.
Надо признать, что А. Семенченко был хорошим градоначальником: при нем Невинномысск динамично развивался, не «тянул» деньги из краевого бюджета, а, наоборот, являлся донором. При нем стабилизировалась работа ряда крупных предприятий – «Кванта», «Арнеста» и других, успешно плывущих сегодня в водах рыночной экономики.
А. Семенченко, пожалуй, был одним из немногих руководителей муниципальных образований, сумевших «правильно» выстроить отношения с краевой властью и губернатором, а потому, во-первых, не попал в «опалу», а во-вторых, умудрился сохранить максимальную независимость города в решении хозяйственно-финансовых вопросов.
Логично, что после ухода А. Семенченко в Думу исполнять обязанности главы города стал Н. Тулба – человек, в руках которого были сосредоточены многие рычаги управления сложным городским хозяйством и связи с бизнес-элитой. После некоторых колебаний о своей поддержке кандидатуры Н. Тулбы заявила партия «Единая Россия». Почему колебалась? Из-за третьего фаворита – К. Храмова, который тоже решил попытать счастья в предвыборной гонке за должность мэра Невинномысска. Дело в том, что заместитель председателя ГДСК К. Храмов является еще и лидером фракции «Единой России» в краевой Думе. Это, конечно, приятный сюрприз для В. Ледовского, потому что бывшему генеральному директору «Азота» сейчас дорог любой вариант, который сможет раздробить голоса сторонников «Единой России».
Старый барин был хорошим
На встречах с избирателями В. Ледовской бойко эксплуатирует ряд больных тем – рост тарифов (обещает их снизить), маленькие пенсии (будет повышать) и т.д. Как заправский член КПРФ нещадно разоблачает жадных капиталистов, уводящих налоги из города и не платящих людям достойную зарплату. Тепло В. Ледовской вспоминает лишь период, когда он возглавлял ОАО «Невинномысский Азот», где была хорошая получка и даже строились квартиры для рабочих. Мол, станет он мэром – и наведет в городе порядок, такой, какой был у него на «Азоте»…
Отстраненный от должности в июле 2001 года, Виктор Иванович и по сей день считает, что пал жертвой «заговора», ставя в вину представителям власти нежелание противодействовать захвату «Азота» московской группой МДМ. Золотой нимб «борца за народное счастье» буквально светится над головой В. Ледовского, когда он рассказывает, как воевал с «захватчиками» и безвинно пострадал, сломленный прокурорско-судебной машиной. Миф о «добром директоре», бросившем вызов акулам капитализма, до сих пор живуч в Невинномысске и обрастает новыми душещипательными «подробностями». Между тем история падения В. Ледовского ничем не отличается от других, связанных с переделом собственности в России. В этой истории мало романтики, но много грязи, нет «жертвы», а есть лишь проигравший – господин В. Ледовской, плохо рассчитавший свои возможности. Старый барин был вынужден уступить место новому, а работный люд, закрепленный за заводом, остался. Не думаю, что с тех пор что-то радикально изменилось на предприятии в лучшую или худшую сторону: поменялись лишь карманы, в которых оседает основная прибыль.
Комментируя в феврале этого года ситуацию в одной из федеральных газет, экс-директор «Азота» В. Ледовской говорит о «снижении прибыльности предприятия», поскольку налаживаются новые схемы реализации продукции через цепочку торговых фирм. По предварительным расчетам экс-директора, ревниво считающего теперь деньги в чужих карманах, в прошлом году за рубеж ушли, минуя Россию, около 70 млн. долларов.
Вот о каких суммах речь! Вот за что сражался В. Ледовской с московской группой МДМ и ради чего терпел лишения в следственном изоляторе долгие семь месяцев.
Наверное, читателям будет интересно, что налоговая полиция, возбудившая в июле 2001 года уголовное дело в отношении В. Ледовского (Виктор Иванович заподозрен в мошенничестве, неуплате налогов и «отмывании» неправедных денег), была уверена, что руководитель «Азота» отнюдь не чурался «схем» увода денег за границу, чем он сегодня яростно попрекает МДМ.
По данным налоговой полиции, проверявшей деятельность завода за 2000-2001 гг., «Азот» реализовывал химические удобрения на экспорт по ценам ниже мировых, а в 1997 году и вовсе внес в бухотчетность недостоверные сведения, не включив в сумму реализации 4 млрд. рублей. Основная часть денег «Азота» уходила из России через американскую фирму «Трансаммония», ставшую с 1999 года главным внешнеторговым партнером «Азота». Правда, почему-то контракты были заключены на условиях, выгодных американцам: цена отгрузки приближалась к себестоимости, а иногда была и ниже.
Прочные «деловые» связи были налажены и с оффшорными компаниями, зарегистрированными на Кипре. Налоговая полиция в следственных материалах убеждала, что киприоты исправно получали миллионы долларов за якобы оказанные услуги по транспортировке удобрений «Азота» на территории РФ. На самом же деле перевозку осуществляла Северо-Кавказская железная дорога, а все услуги киприотов заключались в том, что они платили железнодорожникам из денег «Азота», оставляя себе разницу…
Читая обвинительное заключение краевой прокуратуры по уголовному делу В. Ледовского, просто диву даешься, откуда у «красного директора» взялся талант к реализации «схем», так похожих на действия Ходорковского и Абрамовича.
Как закалялась сталь
«Азот» пережил приватизацию и тяжкие годы реформирования отечественной экономики без особых потрясений, поскольку добрая часть его продукции была ориентирована на внешний рынок – США, Китай, Индию, Израиль, Великобританию и т.д. Причем рыночный опыт приобретался еще в советские времена: последний предсовмина РСФСР И. Силаев разрешил по бартеру часть продукции менять на предметы быта. Сам «Азот» в этих операциях не участвовал – нашелся посредник в лице фирмы «Внеш-трейдинвест», созданной по прямому решению бюро Ставропольского крайкома КПСС. Возглавил фирму А. Серебряков, бывший завсектором крайкома, - личность неординарная, с которой сегодня очень жаждут общения многие правоохранительные структуры.
В 1992 году завод приватизируется, но по причинам, о которых мало кто помнит за давностью лет, от «Азота» «отщипывается» кусочек, который получает имя СП «Невинномысский «Внештрейд-инвест». Кусочек, надо сказать, получился жирный – по некоторым оценкам, на него приходилось более 70% экспорта «Азота», получившего от неравной «дружбы» крохи.
К тому времени А. Серебряков, заимевший высоких покровителей в Москве, контролировал не только солидные экспортные поставки страны, но и четверть внутреннего российского рынка – через пять заводов помимо «Азота». Вспомним об огромных дотациях, выделяемых правительством на закупку химудобрений. Но деньги выделялись не напрямую заводам-производителям, а через трейдеров, одним из которых был А. Серебряков. Его «карьера» бесславно завершилась в 1999 году, когда Счетная палата Госдумы РФ обнаружила, что «Внештрейдинвест» использовал не по назначению 65% дотационных средств, выполнив при этом лишь 55% своих обязательств по поставкам удобрений. В неизвестном направлении исчезло порядка 800 млн. рублей. (Сегодня «Внештрейдинвест», прошедший через процедуру банкротства, присоединен к «Азоту». – А.В.).
Завершив «сотрудничество» с «Внештрейдинвестом», В. Ледовской стал выстраивать новые схемы поставок удобрений за рубеж, причем далеко не безупречные, что и закончилось в конечном итоге его арестом. Но за два года до этого печального события (был пик повышенного спроса на удобрения) на завод наконец-то пошли кой-какие деньги, солидные премии (как они выделялись, мы напишем ниже), что позволило создать В. Ледовскому имидж толкового менеджера и заботливого кормильца.
Сам «отец» многотысячного коллектива «Азота» к этому времени владел огромным состоянием – восемью процентами акций завода, оцениваемыми в миллионы долларов, солидный пакет держали и друзья-партнеры. Дымом грядущей войны за передел собственности потянуло уже в 1999 году: не стало А. Серебрякова с кремлевскими покровителями, и к жирному пирогу потянулась рука группы МДМ…
На войне, как на войне
Нельзя сказать, что В. Ледовской со товарищи спокойно наблюдали за активизацией МДМ, начавшей проводить скупку акций завода. В качестве противовеса летом 1999-го в Невинномысске было зарегистрировано некоммерческое партнерство «Содружество», в которое, как в колхоз, сразу вступило более 7000 работников «Азота». За созданием партнерства стояла команда В. Ледовского, не скрывавшая, что основная задача «Содружества» – приобретение акций «Азота», дабы сохранить над ними контроль. Откуда деньги? За право стать членами «Содружества» рабочим пришлось заплатить в добровольно-принудительном порядке немалые взносы – около 200 млн. рублей (кстати, это их честно заработанные премии), которые ушли на покупку акций, а сам завод предоставил партнерству крупные беспроцентные займы, которые ушли туда же.
Таким образом было куплено 16% акций, плюс примерно столько же числилось за дружественной фирмой, плюс 8% - семья Ледовского. Еще весомый пакет – 21,3% - принадлежал государству и временно «не играл». Около 30% сумела взять под контроль группа МДМ. Примерно такой была расстановка сил накануне генерального сражения.
Однако силы свои в борьбе за право управлять химическим гигантом В. Ледовской переоценил. Тем более, что используемые им методы не всегда хорошо пахли. Высокопрофессиональные адвокаты сумели в суде отбиться от обвинений, выдвинутых В. Ледовскому в мошенничестве, неуплате налогов и «отмывании» денег. Но не смогли спасти от рухнувшей глыбы «Содружества», к созданию которого гендиректор «Азота» приложил руку…
Генеральный директор «Азота» был арестован 4 июля 2001 года. Поводом для возбуждения уголовного дела послужили заявления ряда работников завода о том, что В. Ледовской банально похитил их премии.
Вот цитата из приговора невинномысского горсуда 30 июля 2003 г.: «…суд считает, что Ледовской В.И. имел непосредственное отношение к ущемлению законных прав и интересов потерпевших в результате неполучения ими принадлежащих им денежных средств. Поскольку именно он как генеральный директор «Азота» подписал приказы о начислении премий, он же подписал платежные поручения о перечислении этих премий в НП «Содружество». Ледовской В. И. обязан был сам или через своих подчиненных контролировать добровольный характер этих перечислений…».
Между тем, как показали потерпевшие в суде, «их мнения и желания никто не спрашивал», на них «оказывалось сильное давление с целью вступления в некоммерческое партнерство «Содружество», были угрозы вплоть до увольнения. Поэтому они были вынуждены вступить в партнерство в добровольно-принудительном порядке и подписать заявление о перечислении туда денег (т. е. премий, которых и в глаза не видели. – А.В.). Право людей распоряжаться своими деньгами было нарушено…»
Например, потерпевшая Михайлова, чей «членский взнос» составил 21 тысячу, показала, что вступила в «Содружество», опасаясь потерять работу.
Другая свидетельница Назарова остро нуждалась в премиальных в связи с несчастным случаем в семье, но, получив угрозы начальника цеха об увольнении, вступила в партнерство.
Напомним, что членами «Содружества» стали более 7000 человек. А вот распоряжались акциями не эти тысячи, а десять членов наблюдательного совета, которые и попытались продать весь пакет акций «Содружества» кипрской (опять же!) фирме «Странгаз». Сделка, увы, не прошла…
Признан судом виновным…
В. Ледовской был признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса РФ (злоупотребление полномочиями), и подвергнут наказанию в виде лишения свободы на полгода. Год исправительных работ получил директор «Содружества» Б. Сердюк, выполнявший также функции начальника отдела кадров «Азота». Все жалобы осужденных были отклонены.
Кстати, группа МДМ, достигнув намеченной цели, поступила «гуманно», выплатив В. Ледовскому за его 8 процентов акций «Азота», как говорят, 17 миллионов долларов США. Ну а чтобы закрепить «мировую», В. Ледовскому было даже предложено высокооплачиваемое место советника президента МХК «ЕвроХим» - одной из структур группы МДМ. Виктор Иванович в свое время принял предложение, о чем сегодня в выборной гонке за должность мэра Невинномысска как-то стыдливо забывает.
Рассуждая с точки зрения местного патриотизма, конечно, можно печалиться, что завод ушел к москвичам, выпав из сферы влияния наших властей. А ведь В. Ледовскому накануне «войны» предлагал поддержку губернатор А. Черногоров, советовавший передать акции «Азота» под управление краевого правительства. Поступали предложения о покупке акций и от «Газпрома». Но Виктор Иванович делиться властью и прибылями завода ни с кем не захотел…
Теперь он, будучи кандидатом, вспоминает о социальных льготах на «Азоте» в период его правления, о несбывшихся планах, но молчит об изъятых у рабочих премиях. Ругает «захватчиков»-москвичей за «грязные методы» борьбы, но не может вспомнить, как сам реализовывал сомнительные схемы и в конце концов отсидел срок за реальное преступление. Доходит до смешного: недавно В. Ледовской заявил в газете «Невинномысский рабочий», что «суд доказал нашу невиновность». Похоже, Виктор Иванович временами забывает, что претендует на должность мэра, а не сказочника…