Аграрный край с промышленным сердцем
В нынешней Государственной Думе Ставропольского края немало депутатов-промышленников. Эта тенденция характерна для всей страны – люди больше стали доверять практикам и руководителям предприятий, которые, кроме производственных навыков, обладают опытом управленческой работы.
Даже в сельскохозяйственных районах Ставрополья, таких, как Новоалександровский и Изобильненский, выбор пал не на аграриев. Сегодня мы беседуем с генеральным директором крупнейшего на юге России предприятия ООО «Кавказтрансгаз» В. ЗИНОВЬЕВЫМ – депутатом краевой Думы, ярким представителем ее промышленного крыла.
- Видимо, под влиянием стереотипа в Думе первого и второго созывов не было такого комитета. Все считают, что край наш сельскохозяйственный, хотя на самом деле – индустриально-аграрный. Да, наше зерно хорошее, ставропольский каравай весомый, труд крестьянина самоотверженный. Но есть и промышленность – газовые и нефтяные компании, химические гиганты, традиционные производства. К сожалению, масса заводов, востребованных в советские времена, сейчас стоит на коленях или обанкротилась. В условиях дикого рынка выживают сильнейшие. И все-таки вклад отрасли в бюджет края не меньше, чем сельского хозяйства или торговли.
Вообще деление депутатского корпуса на аграриев или промышленников считаю неоправданным. Прежде всего, мы – жители Ставрополья и сообща решаем насущные для края вопросы.
- Есть ли еще промышленники в думском комитете, который вы возглавляете?
- Да, они есть. Хотя, должен заметить, многие работают и в других комитетах.
Что такое комитет? Это ячейка, где вопрос рассматривается углубленно, а потом выносится на суд всех депутатов – тогда-то думский потенциал раскрывается полностью. Поэтому вовсе не обязательно, чтобы все производственники были в одном комитете. Главное – отношение к делу, не должно быть предвзятости или личной заинтересованности в том или ином законопроекте. Если каждый кулик начнет хвалить свое болото, тянуть одеяло на себя, не получится эффективной и плодотворной командной работы Думы.
Важно и умение понимать друг друга. Нас 25 депутатов. И мы стараемся раскрывать вопрос так, чтобы депутат-промышленник понимал депутата-агрария, и наоборот. Тогда в ходе обсуждения рождается взвешенное, учитывающее различные аспекты предложение. Это и есть согласованная работа депутатского корпуса.
- Вы сейчас говорите о краевом уровне. А что, на взгляд регионального депутата, нужно сделать для развития промышленности в масштабах России?
- Промышленность – это огромный пласт. Существует масса отраслей: добывающая, машиностроительная, легкая, пищевая и так далее. Единого рецепта их развития, пожалуй, не существует. Но ясно одно – должен быть прочный, незыблемый фундамент, который никакие кризисы не смогут поколебать. Как в годы Великой Отечественной войны. Тогда врагу не удалось разрушить созданный народом промышленный потенциал, предприятия в кратчайшие сроки были эвакуированы, перепрофилированы, производили продукцию и ковали нашу победу.
В последние годы в этом направлении сделано немало. За несколько лет, что прошли со времени дефолта 1998 года, существенно вырос золотовалютный запас страны, государство активно расплачивается с долгами, России стали доверять иностранные инвесторы. Все это способствует оживлению отечественной экономики. Стоит вопрос, как правильно распорядиться наработанным капиталом и положительным опытом. На мой взгляд, нужно развивать те отрасли, которые нам крайне необходимы. Если традиционно зависим от импорта одежды и продовольствия, то давайте ставить на ноги легкую промышленность, поднимать животноводство. Мы многое потеряли. Попробуйте найти в магазине детские игрушки российского производства, их почти нет – полки забиты китайским и другим азиатским ширпотребом. А ведь есть понятие национального самосознания. Хочется, чтобы ребенок играл с куклой Машенькой! Именно с детства, с матрешек и петрушек зарождается у ребенка любовь и гордость за российскую культуру, формируются духовные ценности.
Думаю, что больше свободы надо дать регионам. И соответственно с них спрашивать. Если каждый из 89 субъектов РФ будет развивать те отрасли, которые, с одной стороны, географически или исторически характерны для данной территории, а с другой, их продукция пользуется спросом, если станет выгодно взаимодействовать с другими регионами на условиях свободной конкуренции, тогда и установятся нормальные рыночные отношения. Думаю, что деление страны на федеральные округа не только политически оправдано в переходный период, но и заставляет территории внутри округа активно взаимодействовать друг с другом, прежде всего в экономической сфере. Этой же цели, в частности, служит ныне работающая федеральная целевая программа «Юг России».
В то же время регионы должны быть более инициативными, а не просто ждать подсказки из центра. На Ставрополье в свое время много было нужных и полезных производств, многих из них, к великому сожалению, уже нет. В тяжелейшем положении находится «Красный металлист». А ведь когда-то завод был лидером по изготовлению деревообрабатывающих станков. Теперь мы покупаем их за границей, а свое производство хороним. Мы Турцию подняли с колен, потому что вывозим туда миллиарды долларов ежегодно. Дубленки там покупаем за валюту, а у самих овцеводство исчезает как отрасль. Это ли государственный подход?
- В качестве ремарки: большинство китайских игрушек делаются на микрочипах российского производства…
- Это необъяснимый парадокс нашей ментальности. Для отечественных умов, казалось бы, ничего не стоит разработать и произвести массу различных микрочипов, которых хватило бы, чтобы всю страну автоматизировать. Но ведь собственные новые технологии дома мы внедряем со скрипом, когда они перестают быть новыми. Что, китайцы умнее, чем мы? Нет, конечно. Просто там государство дало своим гражданам определенную свободу экономического выбора и строго следит за выполнением собственных обязательств перед народом.
А в России? Провозгласили фермерство – сами его законами гробим. Дали зеленый свет малому бизнесу, но дальше декларации дело не пошло: налоговый гнет и отсутствие защиты предпринимателя от посягательств разных «крыш» и прочих элементов теневой экономики душат его. Найти однозначное объяснение этим процессам сложно, ясно одно - нужно создавать жизнеспособную экономическую систему.
- Василий Васильевич, вы одновременно являетесь и депутатом, и руководителем крупнейшего на Юге России газотранспортного предприятия. Где сложнее работается, на какой должности?
- Депутат – это не должность, а скорее, обязательство. Это мое собственное желание не быть сторонним наблюдателем, а помогать, принимая участие в законотворчестве, и в ходе личных встреч с избирателями. А должность у меня в ООО «Кавказтрансгаз». Это предприятие, деятельность которого очень важна для всего юга России.
Где труднее? Сложно сказать, поскольку уровень ответственности одинаков, да и напряжение в Думе не меньше, чем на производстве. Рабочий день - около 12 часов. Но я бы сказал, что мне не столько трудно, сколько интересно. Выработка и принятие нормативных актов, встречи с жителями избирательного округа требуют самого серьезного подхода. Ведь проблемы можно до такой степени снивелировать, что человека в законе видно не будет. Тогда зачем сам закон? Каждая юридическая норма должна быть с человеческим лицом. На это и настроен в своей работе.
Есть несовершенные местные законы, есть и федеральные документы, которые нередко усложняют жизнь регионам. Да и отстает государственное законотворчество от жизни. Последняя идет быстрее. Поэтому и процесс принятия законов нужно ускорять. Хотите вопиющий пример? В России нет закона о жилищно-коммунальном хозяйстве, при этом власть пытается его реформировать в масштабах страны.
- Василий Васильевич, вы упомянули, что встречаетесь с избирателями. С какими проблемами они в основном обращаются и что удается решить?
- У людей хватает трудностей. Одни не справляются с бытовыми проблемами, другие недовольны коммунальными услугами. Вы только представьте, на территории Изобильненского района есть населенные пункты, которые до сих пор не газифицированы, а ведь это центр газовой промышленности Ставрополья!
Очень распространенная и, я бы сказал, современная проблема получения гражданства. Принят очень сложный закон. Не хочу огульно его критиковать. Но, на мой взгляд, если русский человек жил в Казахстане и не от хорошей жизни вернулся, готов трудиться, служить верой и правдой Отечеству, то почему ему нужно пять лет доказывать, что он россиянин?
Решать удается немало – от помощи больным людям в оперативном лечении до прокладывания электрических сетей и газификации целых населенных пунктов. Подтвердит это заявление и сухая статистика: из более чем пяти с половиной тысяч людских просьб о помощи удовлетворено и разъяснено 95 процентов.
И еще – многие вопросы не решаются, пока человек не обратится к депутату. Меня часто удивляет безразличное отношение к людям чиновников разного уровня. Ведь просят не дополнительных благ, за каждым обращением непростая судьба – не выплачиваются заработанные пенсии, не предоставляются заслуженные льготы, не выделяются установленные законом земельные паи и так далее. Причем последней надеждой, последней инстанцией очень часто является именно депутат. И это один из главных аргументов в пользу института региональных парламентов.