В режиме реального времени
В прошлом году деятельность краевого минфина была направлена на выполнение Программы реформирования региональных финансов в Ставропольском крае. В бюджет края (по результатам выполнения первого этапа этой Программы) поступило дополнительно более 200 млн. рублей, половина которых направлена на погашение кредиторской задолженности по государственным пособиям гражданам, имеющим детей. Сегодня продолжается работа по реализации второго этапа.
Что касается реформирования бюджетного процесса, то была утверждена Методика распределения средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований Ставропольского края. Ее введение позволит безболезненно перейти к распределению финансовых средств после вступления в силу нового Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», предполагающего наличие муниципального образования районного уровня.
Минфином края разработана также Концепция развития налоговой базы Ставрополья - с целью увеличения объема поступающих доходов в краевой бюджет, усиления мер налогового администрирования.
Для региона с низким уровнем бюджетной обеспеченности, каким является Ставропольский край, эффективность использования средств - задача очень актуальная. Так, утверждена Концепция перехода на выплату единого социального пособия малоимущим гражданам в Ставропольском крае, в соответствии с которой должна быть сформирована система персонифицированного учета льготной категории граждан. Планируется также разработать концепцию приоритетов в расходовании средств краевого бюджета.
Одним из критериев эффективности бюджетных расходов является качество бюджетных услуг. В нашем регионе принято решение закрепить практику проведения опросов населения о качестве предоставления бюджетных услуг. Такие опросы были проведены на территории пяти муниципалитетов края, а их итоги были использованы при определении направлений бюджетной политики на 2004 год при формировании краевого бюджета.
Чтобы стимулировать работу органов местного самоуправления по достижению более высокого уровня управления средствами местных бюджетов, в прошлом году был объявлен конкурс программ реформирования муниципальных финансов. Его итоги были подведены в декабре, определены пять победителей.
В рамках Программы реформирования региональных финансов в Ставропольском крае в 2003-2004 годах планируется оказание финансовой поддержки процессу реформирования муниципальных финансов в крае, в связи с чем в краевом бюджете на 2004 год сформирован Фонд реформирования муниципальных финансов в сумме 10 млн. рублей. В 2005 году на проведение реформ местных бюджетов предполагается направить еще 10 млн. рублей. Источники - средства краевой казны (4 млн. рублей) и субсидии из Фонда реформирования региональных финансов в Ставропольском крае (16 млн. рублей).
Наряду с работой по реформированию региональных финансов министерство финансов Ставропольского края приняло участие в разработке федерального законодательства в области межбюджетных отношений и исполнения бюджета.
Как известно, во всей стране активно внедряется казначейская система исполнения бюджета, главные принципы которой – прозрачность, единство бюджетной системы и тотальный контроль за целевым использованием государственных денег. В рамках исполнения очередного этапа краевой целевой программы «Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации казначейской системы исполнения бюджета Ставропольского края на 2003-2005 годы» перед министерством финансов был поставлен ряд задач, в том числе и такие: перевести всех распорядителей и получателей на новую схему финансирования по казначейской технологии; обеспечить учет и обслуживание всех финансовых потоков по казначейской системе исполнения (предпринимательская деятельность, средства федерального бюджета, средства от сдачи в аренду); вести учет операций по выдаче и возврату ссуд по казначейскому принципу. Все они успешно выполнены. В итоге краевая казна имеет следующую структуру - с единого счета краевого бюджета, открытого в Центральном банке, обслуживаются 59 распорядителей, 3172 получателя и свыше 9 тысяч лицевых счетов.
Очень важно, что для упорядочения расходов по оплате услуг, товаров, работ введен механизм полномасштабного учета денежных обязательств получателей бюджетных средств, всех заключенных ими договоров, номенклатуры и применяемых цен на продукцию (работы, услуги) для государственных и муниципальных нужд. Подчеркиваю, именно всех, т.е. по всем статьям экономической классификации расходов, а не только по уплате коммунальных услуг (как в федеральном казначействе). Это позволяет ежедневно анализировать кредиторскую задолженность, располагая достоверной информацией для предотвращения завышения цен на услуги, планировать бюджетные расходы, формировать нормативы финансовых затрат.
В минувшем году только министерством финансов было зарегистрировано свыше 7 тысяч договоров и 36 тысяч счетов-фактур. Договоры заключены с 4030 поставщиками. При этом выяснились, например, такие нарушения: госконтракты заключались ранее даты проведения конкурса, не публиковались объявления о его проведении; отсутствовали указания о сроках исполнения работ, услуг; имело место 100-процентное авансирование без указания сроков поставки товаров и услуг; обязательства принимались при отсутствии или недостаточном объеме бюджетных ассигнований.
Обеспечен контроль за ценами по отношению к среднерыночным ценам.
В итоге перед бюджетом края нет несанкционированной кредиторской задолженности, а просроченная кредиторская задолженность за 2003 год снижена с 295 млн. рублей до 63 млн. рублей. Средства на лицевых счетах используются эффективно. В рамках казначейской технологии осуществляется и исполнение всех краевых целевых программ. Теперь министерство финансов на каждый день располагает оперативной информацией о поступлении доходов, об объемах финансирования, о сумме кассовых расходов. Остатки на лицевых счетах снижены до 4 процентов и составляют 539,3 млн. рублей.
Исполнение бюджета в новой системе позволяет перейти от планирования, исполнения и контроля к управлению финансовыми ресурсами края, модель которого является простой, логичной и понятной. На сегодня для всех распорядителей и получателей средств обеспечена самостоятельность и обозначена ответственность в части планирования и использования средств, начиная от руководителя учреждения (школы, детского сада, больницы) и заканчивая правительством края.
Бюджет стал прозрачным и доступным. Все участники бюджетного процесса работают в едином информационном поле, начиная от формирования бюджета и заканчивая отчетом о его исполнении. Имея такую детализированную базу данных, мы можем в дальнейшем совершенствовать бюджетное планирование, рационально тратить финансовые ресурсы края и управлять ими, увеличивая их оборачиваемость.
Централизация бюджетных средств на едином счете краевого бюджета позволила добиться более эффективного их использования.
Механизм управления свободными ресурсами позволяет осуществлять оперативное финансирование возникающих неотложных нужд краевого бюджета без привлечения займов в кредитных организациях, что создает значительную экономию бюджетных средств. Свыше 600 млн. рублей временно свободных денежных средств на лицевых счетах получателей использовались на опережающее финансирование расходов краевого бюджета. При заимствовании средств в банке краю надо было бы уплатить около 70 млн. рублей. Кроме того, благодаря своевременной выплате заработной платы, вне зависимости от поступления доходов и финансовой помощи из федерального бюджета, достигаются не только снижение социальной напряженности и рост доверия населения к государственной власти, но и ускорение денежного обращения в регионе. Что как следствие приводит к увеличению доходных поступлений краевого бюджета и росту благосостояния Ставропольского края.
Вот что удалось сделать благодаря использованию этого механизма. Впервые за последние 10 лет в крае отпускные педагогическим работникам были выплачены за счет средств краевого бюджета, без привлечения ссуд федерального бюджета. Осуществлено опережающее финансирование расходов дорожного фонда (в сумме 351 млн. рублей) на строительство дорог, а также бюджетных расходов IV квартала на сумму 331,5 млн. рублей - это капитальный ремонт объектов образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения; приобретение предметов длительного пользования, капитальные вложения в сфере газификации, водоснабжения и строительство объектов социального назначения. Раньше срока дополнительно предоставлена финансовая помощь бюджетам другого уровня в сумме 48 млн. рублей.
Так как на уровне Федерации не разработаны и не приняты стандарты по методологии казначейского исполнения бюджета, были разработаны и приняты собственные нормативные документы для обеспечения казначейского исполнения бюджета в нашем регионе.
Была проведена инвентаризация получателей всех муниципальных образований, в реестре – 2600 получателей средств местных бюджетов. Разработаны и установлены базы данных муниципалитетов в финансовых управлениях. Проведено обучение специалистов финансовых управлений по кассовому обслуживанию бюджетов муниципальных образований.
В числе задач на 2004 год: закончить перевод бюджетов муниципальных образований на казначейскую систему исполнения бюджета. Продолжить техническое оснащение участников бюджетного процесса Ставрополья. Повысить эффективность использования каждого бюджетного рубля и увеличить его оборачиваемость.