Будем платить за газ «по-новому»
- Рауль Туркбиевич, как известно, с октября прошлого года возглавляемая вами компания «Ставропольрегионгаз», которая в основном занималась сбытом газа юридическим лицам, взяла на себя функции и «розницы» и теперь принимает платежи от населения. С чем это связано?
- Это связано с появлением новых нормативных документов правительства РФ, а также постановлений федеральной и краевой энергетических комиссий. Суть дела вот в чем: каждая структура «Газпрома» должна заниматься своей работой – кто-то добычей газа, кто-то транспортировкой его по территории страны, газораспределительные организации (ГРО) – эксплуатацией сетей, а региональные компании по сбыту, в частности, «Ставропольрегионгаз» - продажей. Это четыре основные функции, на разделе которых давно, кстати, настаивало и руководство «Газпрома».
Но так уж традиционно сложилось, что ГРО – многочисленные гор- и райгазы, являющиеся подразделениями крайгаза, - помимо своей основной функции (эксплуатации сетей) занимались еще и реализацией газа населению, для чего были созданы абонентские отделы. И так по всей России. С первого октября 2003 г. в нашем крае ситуация изменилась: «Ставропольрегионгаз» взял на себя функции сбора оплаты за газ с граждан. На сегодняшний день мы создали 32 филиала, где работает около 1000 человек.
- Процесс передачи названных полномочий от ГРО к «Ставропольрегионгазу» идет болезненно?
- В достаточной мере, как и любое новшество, к тому же связанное, так скажем, с переориентацией денежных потоков. Ведь «Ставропольрегионгаз», как структура, уполномоченная «Газпромом» собирать средства от реализации «голубого топлива», в последние годы столкнулся с крайне сложэной ситуацией. Во-первых, многие ГРО не уделяли должного внимания заботе с населением и в результате имели постоянное падение собираемости платежей. Во-вторых, даже эти срежства поступали к «Ставропольрегионгазу» с большим опозданием, накапливались долги. Но мы не должны забывать, что недополученные деньги, «повисшие» долги – все это больно ударяет по газовой отрасли, влияет на объемы инвестиций, наконец, на зарплату людям, добывающим «голубое топливо» в суровых условиях. Ну и, в-третьих, за десятилетия существования абонентских отделов ГРО не была налажена система, позволяющая населению нормально, цивилизованно, без нервотрепки платить за газ. Об этом много раз писали и вы, журналисты: приходит человек заплатить за газ – он принес свои деньги! – и часами «душится» в очередях. Нельзя так издеваться над клиентом, потому что у него возникает естественное желание – повернуться и уйти. Многие так и поступали, и думаю, отчасти с этим связано накапливание долгов за населением.
- 32 филиала «Ставропольрегионгаза», принимающие оплату за газ с населения, как я понимаю, образованы не на пустом месте? Как решаются проблемы с персоналом, помещениями, оргтехникой?
- Все эти проблемы очень дорогостоящие и к тому же требующие серьезного внимания в части организации. Может быть, поэтому подавляющее большинство наших коллег – региональных компаний по сбыту газа – пошли по упрощенному пути, заключив агентские договоры на сбор оплаты с населения с предприятиями, обслуживающими газовые сети. Мы же решили взять эту работу на себя, и, кстати, большинство ГРО отнеслись с пониманием к переменам, предоставив филиалам «Ставропольрегионгаза» в аренду помещения бывших абонентских отделов, технику, даже мебель. Аналогичным образом решались и кадровые вопросы: большинство сотрудников упраздненных абонентских отделов, в т. ч. и начальников, перешли на работу в филиалы «Ставропольрегионгаза». В перспективе, конечно, нужно покупать собственные помещения, компьютеры, автомобили и т.д., потому что аренда всего этого – удовольствие недешевое, а подчас и зашкаливает за разумные пределы. Частично эти вопросы уже решаются…
- Но затраты эти окупаются? Что показал опыт первых месяцев работы?
- Мы проанализировали ситуацию и получили такую картину. Если взять сумму, собранную крайгазом через свой ГРО в январе за 100 процентов, то наши филиалы в январе 2004 года собрали на треть больше. Это существенная разница. (Тариф на газ на январь 2003 и 2004 гг. был одинаковым и повысился только в феврале этого года. – А.В.). Хотя недоброжелатели предрекали, что филиалы «Ставропольрегионгаза» не соберут и 30% от той суммы, что перечисляли ГРО. Они ошиблись.
Создавая новую структуру, мы отдавали себе отчет, что налаживание четкого механизма работы потребует продолжительного времени. Поэтому мы далеки от эйфории и прекрасно осознаем, что пока находимся на этапе переходного периода. Проблем много, и это ясно показало недавнее совещание начальников всех 32 филиалов «Ставропольрегионгаза». Где-то ощущается нехватка кадров, техники, где-то малоприспособленное помещение, не складывается контакт с властями, банками, почтой, где-то нужно решить вопрос доплаты за проезд контролеров в отдаленные населенные пункты. Я думаю, все эти и другие проблемы поэтапно будут решены положительно в течение 2004 года. Но радует то, что уже и сегодня есть позитивные результаты – в целом по краю собираемость платежей с населения за потребленный газ выросла, начали потихоньку уменьшаться долги прошлых лет.
- Рауль Туркбиевич, и все-таки главный вопрос, интересующий ставропольцев, - это очереди на расчетных участках. Пусть они существенно уменьшились после упразднения абонентских отделов ГРО и создания новых структур «Ставропольрегионгаза», но они есть.
- Очередь – это, конечно, плохо, пусть даже если у окошка оператора стоит десяток человек… Основные причины связаны во многом с переходным периодом и рядом объективных обстоятельств. Многие люди предпочитают платить за газ с начала года, причем сразу за несколько месяцев. С февраля, по решению региональной энергетической комиссии Ставропольского края, увеличился тариф и, чтобы сделать перерасчет или погасить долг, часто требуется присутствие абонента, причем с домовой книгой и абонентской книжкой. Может быть, в квартире за год уменьшилось число прописанных – зачем же тогда платить лишнее…
Многие абоненты уже заметили новую форму работы с ними: с января они получают платежные поручения об оплате за потребленный газ. Речь идет о сотнях тысяч лицевых счетов. (Только в Ставрополе – 110 тысяч абонентов).
Большая проблема связана еще и с тем «наследством», которое мы получили от абонентских отделов ГРО: нет единой базы данных по лицевым счетам граждан, на каждом участке она своя, часто устаревшая, и технически объединить фрагменты в одно целое невозможно. Вот почему, например, житель Промышленного района Ставрополя не может пока заплатить в расчетном участке, закрепленном за Ленинским районом.
К числу позитивных перемен, которых уже удалось достичь (и это способствовало заметному уменьшению очередей), можно отнести продленный рабочий день на участках – с 8 утра, теперь операторы трудятся и в субботу. Во всех расчетных участках для удобства абонентов вывешены распечатки о наличии долга.
Собственно, сегодня, если речь не идет о сверке данных, можно заплатить не только на расчетном участке, а воспользоваться услугами ближайшего отделения Сбербанка или почты, с которыми «Ставропольрегионгаз» заключил соответствующие договоры. Теперь во многих районах и городах абонентам частного сектора и с местным отоплением ежемесячно почтальонами доставляется квитанция об оплате, абонентам с центральным отоплением – раз в полгода. И, кстати, эта схема работы уже дает свои плоды: сегодня 40% населения платит за газ в расчетном участке, 40% - на почте, 20% - через банк. В ближайшем будущем мы собираемся организовать телефонные уведомления граждан о произведенных платежах, суммах задолженности и сроках уплаты.
Все это, конечно, будет способствовать улучшению обслуживания граждан.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
