«Липовые» рериховцы,
Дух Шамбалы и конец света
Судя по рекламе, восточное рериховское общество «Урусвати» на выставке предлагает полюбоваться творениями нескольких десятков репродукций картин древних и современных индийских художников, а также свыше 100 «оформленных в Индии замечательных фоторабот». А изображены на этих чудо-картинах «священные места, связанные с жизнью великой семьи Рерихов». Дополняют экспозицию индийские сувениры и открытки. А еще здесь можно приобрести «необычные книги, журналы и газеты с жизненно важными для каждого Знаниями» (выделение сохранено). Ну как не заинтересуешься таким интригующим предложением!
Впечатление от этого «великолепия» осталось разное: кому-то понравилось, кого-то возмутило низкое качество копий. Ну да ладно, на вкус и цвет… А вот обещанные «важные знания» вручались бесплатно – листовки с вкратце изложенным учением. Об этом нам рассказал источник, близкий к правоохранительным органам, а заодно передал для ознакомления экземплярчик. Правда, понятно из этого иносказательного послания для обычного человека не много. Лично мне после часового изучения стало ясно лишь, что некий Владыка Шамбала в преддверии часа суда над людьми, который совсем скоро обязан случиться, призывает присоединиться, а взамен гарантирует победу над тьмой и спасение.
Мессия с подмоченной репутацией
А в это время в администрацию Ставрополя и краевой Дом народного творчества пришли письма из Ростова-на-Дону с просьбой пресечь антикультурную деятельность «Урусвати» в нашем городе. Председатель ростовской областной общественной организации «Донской культурно-просветительский центр» В. Никитин и председатель ростовской городской общественной организации «Ростовское Рериховское общество» М. Комиссарова пишут, что лидер общества Михаил Лунев давно и печально известен международному культурному рериховскому движению. С целью обезопасить общество от очередного мессии, каковым Лунев себя считает, ростовчане решили сообщить некоторые интересные подробности о деятельности общества.
В 1994 году «Урусвати» было зарегистрировано в управлении юстиции Приморского края. А в сентябре 1999 года по решению районного суда Владивостока ликвидировано. В 2000-м «Урусвати» вновь регистрируется, но уже в минюсте Краснодарского края. «Представленные на выставке фоторепродукции являются фотографиями с компьютерных копий «Самарского центра духовной культуры», которые, как доказано учеными и объявлено в многочисленных публикациях, имеют пагубное воздействие на энергетику человека. Таким образом, выставленные фоторепродукции являются суррогатом и подлогом подлинного искусства, не имеющим никакого отношения к творчеству Рерихов», – цитируем М. Комиссарову.
В. Никитин пишет: «После проведения своих скандальных выставок в Астраханском краеведческом музее и Таганрогской картинной галерее мы обратились к руководству музеев с просьбой разобраться и прекратить потоки клеветы, содержащиеся в распространяемой обществом контрафаксной продукции - книгами, журналами, листовками, которые изданы самиздатовским способом и не прошли никакой библиографической экспертизы. После состоявшихся проверок выставки были незамедлительно закрыты». Также Донской культурно-просветительский центр обращался в органы юстиции Краснодарского края, откуда был получен ответ «о невозможности определения местонахождения председателя организации М. Лунева».
Обвиняется «Урусвати» и в незаконном использовании символики – Знамени Мира и наименования «рериховское», принадлежащего законному наследнику Международному Центру-Музею имени Н. Рериха. «Тем самым попираются авторские права неправительственной организации при ООН», - подчеркивается в письме.
Странная ситуация получается: мы с распростертыми руками принимаем гостей, а оказывается, что гнать таких нужно в зашей?! Можно, конечно, предположить, что пришедшие письма – это всего лишь кляузы конкурентов, но, вероятно, и нет. «Порывшись» в сети Интернет, я, например, нашла около десятка подобных писем от различных региональных рериховских обществ, адресованных главам городов, где на тот момент была замечена выставка «Русь-Индия», а также многочисленные разоблачающие исследования, газетные и журнальные публикации. Среди прочих обвинительных текстов имеется и сообщение правления Международного центра Рериха под заголовком «Осторожно: Лунев!». «Болезненное самомнение Лунева завершилось претензией его на место мирового мессии, который спасает заблудшее человечество и «делает эволюцию» в Индии и России. Результатом этого «делания» явились выставка «Русь-Индия» и несколько слабых во всех отношениях брошюр, где идеи Живой Этики получили превратное толкование». МЦР предупреждает все рериховские и другие культурные организации, сотрудничающие с Луневым, о том, что он не имеет никакого отношения ни к проблемам Института «Урусвати» в Кулу, ни к рериховскому движению в целом.
Происки конкурентов?
Самое интересное, что на обвинительные письма ростовчан в Ставрополе отреагировала лишь… налоговая инспекция, которая с проверкой посетила краевой Дом народного творчества. Но только немного не успела. «Урусвати» к тому времени уже уехала в неизвестном направлении. Как рассказала директор ДНТ Алла Уварова, помещение, где была представлена композиция, понадобилось для избирательного участка и выставку попросили съехать.
- По моему мнению, «Урусвати» - обыкновенная общественная организация, такая же, как все, – объясняет Алла Уварова. - Конечно же, мы проверили их документацию, все в порядке. Поэтому и пустили. Когда пришла депеша из Ростова, я туда специально звонила. Но женщина, с которой произошел разговор, даже не захотела представиться. Не смогла она и подтвердить фактами правдивость своих слов. Единственная ее аргументация состоит в том, что «Русь-Индия» их постоянно обгоняет в выставочной деятельности. Так что это простая конкуренция. Тогда я обратилась за разъяснениями к представителям «Урусвати». Одна из членов рассказала, что вражда с ростовчанами у них длится очень давно. В России существуют четыре организации, претендующие на наследие Рериха, вот они его никак и не поделят!
Не заметила директор со стороны «Урусвати» ни раздачи листовок, ни другой противозаконной деятельности. «Все это происки врагов!» - пришла она к выводу.
Где сейчас обитает выставка - неизвестно. Последним ее пристанищем, известным мне опять же из афиши, висевшей на столбе, была ставропольская детская художественная школа. Но проработала там выставка всего несколько дней. И опять исчезла.