Та самая дорога на карьер

Есть недалеко от Спасского песчаный и каменный карьеры. Разработки там ведутся открытым способом, а грузовые машины превратили дороги села в сплошное месиво грязи. После публикации пришел ответ от главы Благодарненской районной государственной администрации Николая Сергеева. С некоторыми сокращениями мы предлагаем его читателям.

Обычная улица села Спасского«В Благодарненском районе есть Спасское месторождение известняка-ракушечника и песка, расположенного в трех километрах севернее села Спасское. Сечас разработку месторождения ведут три предприятия: ООО «Агропромэнерго», ООО «СМ» и ООО «СпассКар». Главная задача последнего – обеспечение песком Новоалександровского стеклотарного завода. Для ведения открытых горных работ эти предприятия имеют горные и земельные отводы. Каждое из них поставляет свою продукцию предприятиям края и за его пределы.

В декабре 2003 года предприятие ООО «СпассКар» начало возить песок на Новоалександровский стеклотарный завод. Увеличение интенсивности автомобильного движения и грузоподъемности автотранспорта не было согласовано с райгос-администрацией. Не был подготовлен и маршрут движения машин. Грузоперевозки осуществлялись по всем улицам села Спасского. А как следствие – грузовыми машинами повреждены водопровод, водопропускные трубы и асфальтобетонное покрытие улиц. Жители села Спасское обратились с жалобой в Благодарненскую райгосадминистрацию и в редакцию газеты «Благодарненские вести».

Районными властями совместно с муниципалитетом Спасского определен маршрут движения автотранспорта на карьер, согласован с ОГИБДД ОВД Благодарненского района, установлены дорожные знаки. Руководителю предприятия ООО «СпассКар» предложено заключить договор на содержание автодорог по маршруту с сельским муниципалитетом.

Разработку Спасского месторождения кварцевых песков для стекольного производства первым начало ООО «Агропромэнерго». Для проведения работ предприятию на Спасском месторождении выделено 17 га земель во временное пользование сроком на 20 лет. В планах было комплексное развитие производства со строительством объездной автодороги и железнодорожного пункта с погрузочной площадкой в километре от села. На объездной автодороге планировалось и строительство автомобильного моста, так необходимого для села. Существующий каменно-арочный мост не обеспечивает безопасность движения по габаритам и ограничен по грузоподъемности. Завезены бетонные конструкции для строительства моста через реку Мокрая Буйвола. Из-за финансовых затруднений работы по монтажу моста пока что не начинались.

Другое предприятие, работающее на карьере, – ООО «СМ» (директор Белоколоцкий А.И.). В Спасском у ООО «СМ» два карьера по добыче пиленого камня из известняка-ракушечника и строительного песка. Для каменного и песчаного карьеров постановлением главы Благодарненской райгосадминистрации выделено 57,98 га земли. ООО «СМ» ведет разработку, добычу и реализацию стройматериалов. В год добывается 8 тыс. кубометров камня. Здесь же получают отгрунтованные материалы вторичного сырья (окол, тырса).

В год добывается до трех тысяч тонн строительного песка. На предприятии работают 87 человек, из них 22 человека проживают в селе Спасском. Предприятие ежегодно оказывает помощь строительными материалами местной школе и муниципальному образованию.

Лицензия «СпассКара» разрешает вести добычу кварцевого песка для продажи стекольным заводам. В «СпассКаре» работают 29 человек, из них 12 человек проживают в селе Спасском. За 2003 год здесь добыто 50,9 тыс. тонн песка. Руководство предприятия также оказывает помощь сельскохозяйственному производственному кооперативу – колхозу «Спасское», муниципальному образованию и местной школе.

Наряду с высокими темпами производства, оказанием помощи ООО «СпассКар» успело создать ряд существенных неудобств для жителей Спасского и соседним предприятиям.

Самовольно, без всякого на то разрешения, проложена дорога протяженностью 1,2 км по землям, принадлежащим владельцам земельных долей. Во время строительства дороги руководство «СпассКара» без всякого основания использовало тырсу, принадлежащую ООО «СМ». На предъявленные требования со стороны «СМ» заплатить за использованный материал руководство «Спасс-Кара» не реагирует. Кроме того, самозахватом была определена и используется площадка для складирования песка, на которой его грузят в автомашины. Земля под площадкой также принадлежит владельцам земельных долей колхоза «Спасское». Движущимся без всякого маршрута интенсивным потоком большегрузных машин уничтожаются пастбища, разбиваются сельские дороги, мосты, не рассчитанные на такое движение.

Распоряжением главы района № 86-р от 25 февраля 2003 года ООО «СпассКар» выделено 3 га земли в аренду на 15 лет для строительства промышленной базы, железнодорожного тупика, административного здания. В соответствии с распоряжением руководство «СпассКара» должно было выбрать участок, согласовать его местонахождение в установленном порядке во всех заинтересованных инстанциях, представить проектно-сметную документацию, а затем уже приступать к строительству. Однако условия выбора и предварительного согласования не были выполнены, проектно-сметная документация не представлена. В настоящее время активно ведутся работы по строительству железнодорожного тупика. Учитывая, что он расположен вблизи населенного пункта и не до конца просчитано действие розы ветров, не исключается возможность того, что летом Спасское задохнется в пыли. Кроме того, «СпассКару» предписывалось заключить договор с райгосадминистрацией на аренду используемых земель. До настоящего времени такого договора нет».

От редакции

На Руси испокон веку народ мучается двумя вопросами: «кто виноват»? и «что делать»?

Есть и две исконные беды: дураки и дороги. И только в начале XXI века стало понятно: кто виноват – дураки!

И что делать – дороги… (Народная мудрость)

Оранжевая «Газель» «Автодора» с трудом ползла по дорогам Спасского. Да и дорогами, то, что торилось под колесами «Газели», назвать можно с трудом: ямы, канавы, выбоины, грязь и вода. Не езда, а сплошное «удовольствие» для автолюбителя. Когда я спросил про тротуары, на меня посмотрели как на инопланетянина.

– О такой роскоши в Спасском забыли давно, главная обувь здесь – резиновые сапоги, – говорит заместитель главы администрации Благодарненского района Александр Романов, согласившийся провести для нас экскурсию по сельским улочкам.

Ощущение разрухи дополнялось заляпанными грязью домами. Видно, что люди стараются, белят-красят, но большегрузные КамАзы, идущие с карьера груженные песком прямо по улицам села, скучать жителям Спасского не дают.

Дальше – больше. Дорога на карьер. «Кэмел – Трофи» отдыхает. Здесь бы гонщикам-экстремалам раздолье. На «Тойотах» и «Лендкруизерах» всласть в грязи вымазаться можно. Колея такая – человеку по колено, легковушка же с самой высокой посадкой увязнет в два счета. А если свернешь из колеи – пиши пропало, увязнешь так, что никакая «Служба спасения» не вытащит, ночевать придется. Справа и слева от колеи еще две дороги. Камазисты проложили. Прямо по полям, по пастбищам колхозным. Кому ж машину гробить хочется?

До карьера, где добывается недешевый кварцевый песочек, доехать так и не удалось. Метров 400 осталось, но пожалели водителя, машина и впрямь может завязнуть. Остановились, делимся впечатлениями. Получается все больше не литературно. Потому что сами уже по уши в грязи, вполне местный колорит приобрели.

А если серьезно, жителям Спасского до экстремального гоночного спорта дела нет, картина куда более прозаичная получается. Им бы хоть чуток по-человечески, по асфальту походить да детишкам к 1 сентября не кирзовые сапоги справить, а туфельки или ботиночки на худой конец. Сколько можно в грязи горе мыкать! Но, видно, до осознания главных отечественных вопросов и до ликвидации бед российских в Спасском еще очень далеко…

Ефим КУЦ