Чтобы учились и помнили
Когда в 1962-м разразился Карибский кризис, старший лейтенант Геннадий Меркулов был на его острие. Помощником командира БЧ-5 (в его ведении находился ядерный реактор) на атомной подводной лодке со стратегическими ракетами на борту. Блокированный кораблями НАТО в Карибском море подводный атомный крейсер был готов принять свой последний бой. На надводный конвой с ужасающим ревом «валились» американские самолеты. В гидроакустической службе корабля эти звуки усиливались многократно…
- Страшно ли было в тот критический момент?
- Мы готовили себя к этому моменту заблаговременно, и когда «пристыковывали» боевые головные части ракет с ядерной начинкой, были почти спокойны. Страшно было, когда Никита Хрущев стучал туфлей по трибуне в ассамблее ООН. До ядерной войны оставались миллиметры…
В шестьдесят четвертом году с Северного и Тихоокеанского флотов «списали» шестьсот тысяч моряков-профессионалов. Меркулову повезло: учитывая большой профессиональный опыт, в запас не уволили. А направили на ракетно-техническую базу под Мукачево (Западная Украина), где хранились ядерные боеприпасы для стратегической авиации. Но и здесь скоро стал не нужен: объявленное сокращение Вооруженных Сил (миллион двести тысяч) надо было реализовывать. Его и «реализовали» – через сердце и душу старшего лейтенанта Меркулова.
А потом он закончил институт. Был начальником энергосетей, дорожной службы Труновского района… Но все это было уже не то. Что-то дорогое в жизни отняли. И, наверное, давным-давно оторвавшись от армии, он, перед уходом на пенсию (сейчас Геннадию Меркулову шестьдесят четыре года) подарил практически всем школам Труновского района учебные автоматы и пневматическое оружие. Чтобы учились, и помнили…