На техосмотр – становись!
Процедура гостехосмотра у нас на Ставрополье является «головной болью» не только для многотысячного отряда автолюбителей и водителей-профессионалов, но и для сотрудников Госавтоинспекции, работников диагностических станций. Вроде бы цель у всех одна – обеспечить безопасность дорожного движения. Однако подходы разные, зачастую диаметрально противоположные. Водители стремятся пройти техосмотр с «наименьшими потерями», а милиционеры позже вынуждены констатировать, что причиной каждого четвертого дорожно-транспортного происшествия в крае является неисправность транспортных средств. Где здесь «подводные камни»? Как добиться, чтобы все без исключения автомобили и мотоциклы были проверены с достаточной степенью надежности? Об этом шла речь в беседе корреспондента «СП» с начальником Управления ГАИ ГУВД СК полковником милиции Борисом БУЛГАКОВЫМ.
- Отчасти, от бедности, отчасти от жадности. Правдами и неправдами все большее число автовладельцев пытаются «сэкономить» на приобретении запчастей. Ездят на «лысой» резине, забывают менять тормозные колодки, не устраняют люфты в рулевом управлении…
На той развалюхе, о которой вы рассказываете, хотя бы тормоза и рулевое управление оказались исправными. Но бывает еще хуже: «успешно» проходят гостехосмотр транспортные средства с несправными осветительными приборами, другими дефектами, угрожающими безопасности дорожного движения. Отсюда, наверное, и удручающие результаты: в минувшем году на территории края совершено 2959 дорожно-транспортных происшествий, причиной 22 процентов ДТП явились технические неисправности.
- Товарищ полковник, наши читатели знают вас как искреннего и предельно откровенного офицера. Именно поэтому спрашиваю: кто, на ваш взгляд, виновен во всех этих безобразиях?
- В первую очередь, наверное, недобросовестные сотрудники станций диагностики. Но не только они. Гласные и негласные проверки показали, что госавтоинспекторы (а нередко и их начальники) неправомерно выдавали талоны о прохождении ГТО. За грубые нарушения правил проведения гостехосмотра подвергнуты дисциплинарным взысканиям начальник отделения ГАИ Лермонтовского РОВД, госавтоавтоинспекторы Новоалександровского, Туркменского райотделов.
Выявлены и другие недостатки. Например, за 2003 год на техосмотр было представлено около 70 процентов от общего количества зарегистрированного в крае транспорта. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась на территориях ОГАИ Степновского (47 процентов) и Изобильненского (57 процентов) районов. Что ж это получается: более половины автомашин и мотоциклов в этих районах вообще без техосмотра эксплуатируются?
Несмотря на то, что во всех городах и районах Ставрополья созданы автоматизированные базы данных о результатах государственного технического осмотра, не налажена еженедельная передача электронной почты в управление ГАИ. Мало того, проверка лиц и транспорта по розыскным базам зачастую проводится формально, с задержками и не в полном объеме. Потому и показатели по выявлению «криминального» транспорта не радуют: в ходе проведения гостехосмотра в минувшем году выявлено всего 47 единиц транспортных средств, узлы и агрегаты которых значились в розыске, и 492 единицы – с признаками подделки или несоответствия номеров узлов и агрегатов. Немало нареканий было в адрес госавтоинспекторов Арзгирского, Александровскго РОВД. А в отделениях ГАИ Лермонтовского, Новоселицкого, Туркменского РОВД за 12 месяцев не выявлено ни одного(!) транспортного средства, узлы и агрегаты которого значились в розыске или имели признаки подделки или несоответствия номеров узлов и агрегатов.
- А каков выход из создавшегося положения?
- Он ненов: в текущем году краевая Госавтоинспекция значительно усилит надзор за работой стационарных и передвижных станций диагностирования, пунктов проверки транспортных средств вне зависимости от форм их собственности. Спрос с тех, кто формально или халатно подходит к проведению техосмотра, будет жестким, вплоть до лишения лицензий.
Особые требования будут предъявлены к техническому состоянию транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки (особенно маршрутные такси) и перевозящих крупногабаритные и опасные грузы. На особый контроль будет взято выполнение требований госстандартов по нанесению контурной световозвращающей маркировки на транспортные средства большой длины и грузоподъемности. Тут все должно работать как часы. Не останется без внимания и внешний вид автомобилей. Так что водителю «Москвича»-развалюхи, о котором уже шла речь, тоже надо крепко подумать, прежде чем представлять машину на техосмотр. Инспекторы-то теперь пуганые.
- Борис Федорович, сейчас по городу беспрепятственно разъезжают машины, «распопугаенные» различной рекламой. Они что, вне зоны действия ГАИ?
- Ну, почему же? Ни одно транспортное средство не пройдет гостехосмотра, если реклама, изображенная на кабине и кузове, не отвечает установленным требованиям или не согласована с территориальными органами Госавтоинспекции.
- И последний вопрос: в декабре минувшего года вышло постановление правительства РФ, согласно которому транспорт, не прошедший в установленные сроки гостехосмотр, будет задерживаться. Что это означает на практике?
- Меры будут предприниматься жесткие: машины, мотоциклы, другие транспортные средства, имеющие неисправности тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства, будут помещаться на охраняемые стоянки. Их эксплуатация будет категорически запрещена, вплоть до снятия государственных регистрационных знаков.