00:00, 11 февраля 2004 года

Замороженные классы

Как ни странно, в Новоекатериновской к вышеописанной картине почти привыкли. Мытарства с отоплением «храма знаний» здесь длятся не первый год. Но никогда еще ситуация не была такой тяжелой, как в эту зиму. Школьниками уже пропущено в общей сложности три недели занятий. Это если целые дни считать. Иногда высидевших по одному-два урока в холодеющих классах учеников приходилось отпускать домой. Ну а в результате педагоги вынуждены отказываться от уроков повторения, части контрольных работ, уплотнять учебный материал…

Кстати сказать, сама школа – типовое двухэтажное здание – неплохо приспособлена к работе. Есть нормальные учебные комнаты, спортзал, мастерская, столовая, компьютерный класс. Нет только тепла. Да еще школа по числу учащихся самая маленькая в Кочубеевском районе: здесь их 75. Но об этом чуть ниже.

В чем же причина бед? А в здании котельной, в которой как раз в наш приезд рабочие райгаза пытались запустить котел. Котлов здесь вообще-то даже два: один на солярке работает, другой на газе. Но от этого не легче. Дизельный постоянно ломается, он старый. А запчасти для него не найдешь: их уже и не выпускают. Газовый котел был пущен пять лет назад, и сразу с нарушениями: без фундамента, по неизвестному проекту. Он всю эту зиму не работал и вообще к дальнейшей эксплуатации практически не пригоден.

Тут надо заметить, что станица Новоекатериновская (в ней около 500 жителей) находится чуть ли не на вершине Стрижамента (а его высота – 831 метр). Зимы здесь почти сибирские: с крепкими морозами, метелями, заносами. Бывало, температура доходила до –38 оС. Эта зима благо теплая. Впрочем, если внизу, у подножия Стрижамента, снега считай что еще и не было, в станице его хоть завались.

Настроение у родителей учеников подавленное:

- Никогда до такого не доходило, как в этом году, - говорит Татьяна Романова (у нее в девятом классе учится сын Роман). – Дети болеют, учителя болеют…

Кстати, учителя чаще учеников недужат, ведь им и в застывшей школе нужно отрабатывать свои часы.

Кроме того, отопление школы с помощью древнего дизельного котла влетает в копеечку. За неделю, по словам Игоря Дудко (он директорствует уже три года), солярки уходит в среднем на 45 тысяч рублей. Газовое отопление обошлось бы в 30 тысяч за сезон. Районные власти планируют этим летом построить отдельное здание и там поставить бытовые газовые котлы. Это сравнительно недорого, такой опыт есть в других школах района. Если бы подобный проект был осуществлен в прошлом году, глядишь, теперь не было бы никаких проблем у новоекатериновцев. Сейчас же только на то, чтобы после очередного отключения тепла разморозить школу, нужно два-три дня.

…Прошедшее в промороженном классе школы родительское собрание было весьма горячим. Причем большую часть претензий родители высказывали не директору, понимая, что многое от него не зависит, а в первую очередь районной власти, а также краевой. И пугает родителей не только холод в школе. Надвигается переход на профильное обучение. Значит, нужно будет учеников девятого-десятого классов возить на автобусе (где его, кстати, взять?) в базовую школу на хутор Стародворцовский. Крутая и коварная грунтовая дорога туда и обратно опасна и летом, ну а зимой… Не дай бог что случится… Так что родители своих детей никуда не отпустят. Прозвучало такое предложение: организовать профильное обучение аграрной направленности силами самих станичников.

Но самое страшное: число учеников в школе уменьшается с каждым годом. Три года назад здесь был 121 школяр, сейчас – 75, в следующем будет 60. Что и неудивительно. Новоекатериновская скатывается к статусу «неперспективной» станицы. Некогда крепкое сельхозпредприятие «Стрижамент» благополучно развалилось и обанкротилось, техника ушла с молотка неизвестно куда. Работать стало негде, и кто смог подался в другие места. Чуть не половина новоекатериновских мужиков трудятся «вахтами» в Невинке. В города стремится и молодежь. А все, кто остался, живут натуральным хозяйством: коровы, свиньи, куры, огород. За последний год в станице родился только один ребенок. Кстати, у директора школы Игоря Дудко. Он вообще исключение - приехал в Новоекатериновскую из… Петербурга. И родню сюда перевез. Нравится здесь, говорит.

Сейчас в школе нет девятого класса. Набиралось в него всего три человека, а надо хотя бы десять. Скоро не станет и первого класса. И хотя пока что речи о закрытии школы не идет (этого больше всего боятся родители), что дальше будет, неизвестно.

- Дорогие мои, что же я смогу поделать, если учеников не станет, - развел руками Игорь Дудко в ответ на требование родителей не допустить закрытия школы. – Я двух детей уже родил, хотите, третьего рожу, это ведь не поможет. Надо, чтоб и вы рожали…

В холодном классе наступила тишина, и стало понятно: нет, по такой жизни народ рожать не будет.

Собрание оказалось небесполезным. Решили создать инициативную родительскую группу и выходить с выработанными требованиями на районные и краевые власти.

Последнее, что хотелось бы отметить: происходит все вышеописанное в год, объявленный на Ставрополье Годом сельской школы.