Вчера в стенах Государственной Думы Ставропольского края в рамках рабочего совещания по организации мониторинга правового пространства и правоприменительной практики состоялось подписание протокола между органами государственной власти Ставрополья и краевыми руководителями федеральных структур. Это девятистороннее соглашение призвано знаменовать новый этап в правовой и административной реформе на Ставрополье.

С законами в России, как известно, всегда были проблемы. Тому подтверждением и поговорки про «дышло» и про «законное» равенство. К сожалению, последнее десятилетие новейшей истории страны лишь подкрепляло делами давно знакомые фольклорные истины. Именно поэтому настало время обратить внимание на качество законодательного поля, которым располагает Ставрополье и вся Россия. Край, как уже писала «СП», наряду с Московской областью стал пилотным регионом, где создан центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики. Инициатором которого является Совет Федерации России, создавший комиссию с теми же функциями. В рамках Совета законодателей СФ ФС РФ ее возглавил председатель ГДСК Ю. Гонтарь.

Как отметил губернатор края А. Черногоров, у страны до сегодняшнего дня отсутствует четкая государственно-правовая стратегия, нет перспективного планирования законодательного процесса, довольно низка правовая культура в обществе, и законы подчас принимаются без учета общественных потребностей. (Согласно данным опроса, проведенного краевой Думой, 69 процентов руководителей государственных и муниципальных органов власти считают, что краевые законы не выполняются на местах потому, что они не соответствуют жизненным реалиям). Лишь в Ставропольском крае за последнее десятилетие признано утратившими силу более тысячи нормативно-правовых актов.

Краевое законодательство страдает теми же болезнями, что и в большинстве регионов страны. Правовой нигилизм, вызванный глобальными изменениями в политическом и экономическом устройстве государства, не преминул сказаться на законодательной сфере. Многие нормативные акты субъектов РФ, муниципалитетов противоречат федеральным законам. Но и в некоторых правовых нормах, вышедших из-под пера парламентариев с Охотного ряда, попросту забываются нужды регионов.

Непростые времена середины 90-х, по мнению Ю. Гонтаря, отчасти оправдывают подобное положение дел. Форс-мажорные обстоятельства жизни того периода, когда ситуация менялась от месяца к месяцу и законодатели просто не поспевали за реалиями, удалось пережить. Теперь от хаотичности в законотворческой деятельности следует переходить к системному анализу. Благодаря такому подходу, считает спикер ГДСК, может измениться не только общегосударственный климат в стране, но и регионы будут способны улучшить свои экономические показатели.

Так, Ю. Гонтарь в числе характерных примеров затронул тему отчисления налогов крупных промышленных и добывающих концернов, которые, занимаясь производством в одном субъекте РФ, налоги платят в регионе, где находится их центральный офис. Таких на Ставрополье достаточно. По самым скромным подсчетам в год край от этого теряет до 700 миллионов рублей. И эта ситуация вызвана издержками федерального законодательства. В компетенции краевых парламентариев создать такую законодательную базу, чтобы хотя бы часть этих налоговых отчислений оставалась в крае. Благодаря подобным шагам по ликвидации «бюджетно-налогового паразитизма» край вполне может со временем стать бездотационной территорией, которых ныне в России немногим более десятка, а может быть до 45.

Власть дошла до осознания того, что положение в законодательной сфере необходимо менять. Соглашение, помимо губернатора края А. Черногорова, спикера ГДСК Ю. Гонтаря, первого заместителя полномочного представителя президента РФ в ЮФО А. Коробейникова, подписали руководители судебных и силовых структур края, уполномоченный по правам человека А. Селюков. Пилотный проект Ставрополья, судя по всему, заинтересовал многих. На рабочем совещании присутствовали делегации Астраханской и Ростовской областей.

Ефим КУЦ