Кто в классе хозяин?
За исключением одного случая. Конфликт был такой, что дочь однажды сказала: «Вот стоим мы под дверью класса, ждем Нину Федоровну. И я понимаю, что это нехорошо, но сама думаю: хоть бы урока не было, хоть бы она ногу сломала!..» Нина Федоровна (имя-отчество, понятно, изменены) предмет знала прекрасно, но детей не понимала совершенно, часто унижала, они ее в ответ ненавидели и после выпускного вечера многие демонстративно не здоровались…
Вообще эта тема – взаимоотношения в треугольнике «учитель – родитель – ребенок» - очень непростая. О некоторых ее аспектах сегодня на страницах «СП» рассказывает Надежда МИТРЯШКИНА, руководитель секции по работе с детьми и подростками Ставропольской ассоциации развития психоанализа и психотерапии, в прошлом школьный психолог.
- Надежда Валерьевна, как известно, когда ребенок идет в школу, меняется и его жизнь, и жизнь семьи. Обычно родители ощущают это на бытовом уровне: нужно взять в сентябре отпуск, чтоб хотя бы месяц посидеть с первоклассником дома, нужно забирать ребенка из школы, нужно проследить, как он делает уроки… Но ведь на самом деле перемены куда глубже.
- Это действительно так. У ребенка в это время появляются первые социальные обязанности. Он должен ходить в школу, учить уроки, взаимодействовать с другими людьми, выполнять требования социума. Он перестает быть просто ребенком, а становится членом общества. Это очень важно. От школьного опыта зависит то, как потом взрослый человек будет вписываться в социальную среду. И здесь в жизни семьи появляется еще одно важное действующее лицо – учитель. Взрослые должны найти между собой общий язык. Если родители и учитель не ладят, то главной жертвой все равно оказывается ребенок, это формирует в нем внутренний конфликт. Выпускник заканчивает школу и не может потом устроиться ни на одну работу. Или даже после окончания вуза ни на одной работе не способен удержаться. А все дело в том, что у него был первый негативный опыт соприкосновения со своим местом в социуме, каким для него являлась школа.
- Каковы же наиболее частые конфликты между родителем и учителем?
- Один из самых распространенных, он всем хорошо известен, это когда у родителей позиция по отношению к школе: мы его вам привели, вы с ним и занимайтесь. А у учителей: вы его плохо воспитали, вы с ним и разбирайтесь.
- Ну, в принципе, обе стороны имеют на это право…
- Это только на первый взгляд. Конечно же, семья должна воспитывать, а учитель – учить. Но научить ребенка чему-либо, не испытывая к нему эмпатии (сопереживания), невозможно. Хороший педагог, и таких я знаю немало, обычно видит, что ученик пришел заторможенный, чем-то расстроенный, «не в себе». Особенно если это младшеклассник. Иногда достаточно просто подойти к нему, дотронуться до плеча, спросить, в чем дело, чтобы снять напряжение. Опытный педагог чувствует, например, что для кого-то пятерка – дело обычное, а для другого и тройка за контрольную – повод для похвалы. Обучая, учитель так или иначе участвует в воспитании. И он должен это понимать. Другое дело, что главная-то его задача – все же обучение. Требовать от него невозможного, чтобы он в школе «замещал» собой родителя, никто не вправе. Хочется предостеречь от этого и учителей. В случае, когда они берут на себя присущие семье обязанности, эмоционально они раньше сгорают, а тогда что же достанется другим их ученикам через десять лет?
Должна отдавать себе в этом отчет и семья школьника. Очень часто родители не понимают, что плохая успеваемость или плохое поведение их ребенка в школе - это следствие того, что они не- додали ему дома. Это их собственные проблемы.
- Можно об этом подробнее?
- Обучение в школе по российской традиции всегда начиналось с семи лет. Общество интуитивно чувствует тот возраст, когда основные этапы формирования характера ребенка в семье завершены. К семи-восьми годам у него должны быть удовлетворены все базовые психологические потребности: в безопасности, в любви близких, в принятии родителями его как личности со всеми успехами и неуспехами. Только тогда он нормально вписывается в школьную среду и справляется с новыми обязанностями. Если же этого нет, то «заштопать дырки» семейного воспитания учителю практически невозможно. Здесь уже нужна помощь специалиста-психолога. Приведу пример из своей практики. Разъяренная мама третьеклассника приходит в школу и жалуется на учительницу за то, что она выгнала мальчика с урока во время диктанта. Аргумент педагога, что школьник отвлекал других детей, дрался, мешал им писать, она адресует самой учительнице: вы не справляетесь с дисциплиной на уроке. За всеми ее гневными тирадами явно слышится: как вы смели моего ребенка выгнать! Но есть что-то в мальчике, отчего он постоянно дерется, ведет себя агрессивно, и это, скорее всего, проблемы семьи, которые неплохо бы понять. Мать не хочет делать этого по одной простой причине: боится почувствовать себя «плохой» родительницей. Выражаясь языком психолога, перед нами «нарциссическая» личность, которая не может видеть себя не идеальной. Вот в чем истинная суть ее претензий к учительнице. И, возможно, проблем сына. Если в этом вовремя не разобраться, ребенок может пострадать очень сильно.
- Но ведь для того как раз и работает сейчас почти в каждой школе психолог.
- Честно говоря, мне их жаль. В городской школе в среднем тысяча-полторы учеников и около ста педагогов. Психолог должен заниматься психодиагностикой детей, микроклиматом в педагогическом коллективе, на нем лежит еще ряд других обязанностей. Много ли времени остается собственно на оказание психологической помощи? И образование у него, даже если закончен университет, в основном теоретическое. Психолога-практика нужно готовить иначе, это давно поняли на Западе. Там и учителя получают специальную психоаналитическую подготовку. Ведь и учитель мог бы повести себя по-другому, чем просто выгнать ученика с урока. Кстати сказать, пользуясь случаем, приглашаю школьных психологов и психологов из других сфер, работающих с детьми, в нашу секцию Ставропольской ассоциации развития психоанализа и психотерапии. Мы готовы оказывать этим специалистам необходимую помощь в работе и обучении.
- Часто ли, по вашему опыту практикующего детского психолога, родители обращаются к специалисту в подобных ситуациях?
- Если подсчитать всех вообще, кто в Ставрополе обращается к психологам, то это примерно два процента от населения города. Какую-то часть из них составляют родители с детьми.
- Но ведь у педагогов тоже могут быть проблемы? Те же неудовлетворенное самолюбие, отсутствие поддержки администрацией, профессиональная неуверенность и так далее.
- Безусловно. Учителю тоже нужна психологическая поддержка. Он тоже не идеален, и хорошо бы ему это понимать. К сожалению, приходится констатировать, что психологическая культура общества вообще у нас пока довольно низкая.
- Как же все-таки учителю и родителю договариваться?
- Прежде всего помнить, что от их конфликтов страдает ребенок. А он в любом случае гораздо уязвимее взрослых людей. У нас, к сожалению, вообще не принято договариваться в школе о чем-либо. Приводя первоклассника к учителю, родители имеют право попросить, разумеется, в рамках его профессиональных обязанностей, обратить внимание на особенности личности ребенка. Например, он медлителен, и ему лучше продиктовать задание еще раз. Или он начинает заниматься делом, только когда на него отдельно обратят внимание. Учитель, у которого в классе 20-25 детей, не в состоянии выполнить все ожидания семьи, но какие-то – сможет, если не будет считать, что родители вторгаются в его компетенцию. У школы и семьи общая цель – благополучное развитие личности ребенка. Это гораздо важнее амбиций взрослых.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
