00:00, 5 февраля 2004 года

«Хоронить нас рано»

Вопрос о «правой идее» в России неимоверно заострился сразу после декабрьских выборов и продолжает оставаться таковым по сей день. Одни прочат скорый развал в либеральном стане, другие говорят об очередном этапе, на который выходят новые российские западники. Как на самом деле обстоят дела в партии, что ждет правых на Ставрополье? Эти и другие вопросы мы адресовали руководителю Ставропольского регионального отделения СПС Борису ОБОЛЕНЦУ.

- Борис Андреевич, как сейчас обстоят дела в Ставропольском отделении СПС? Еще совсем недавно его лихорадило, затем установился некий порядок, а как теперь?

- Сегодня в региональном отделении примерно 1300 человек. Наблюдается любопытная тенденция: несмотря на поражение на парламентских выборах, поток заявлений о приеме в партию после декабря увеличился. Заявления написали около 200 человек.

- После своего прихода к руководству отделением вы говорили, что организации требуются существенные реформы, заявляли о необходимости пересмотра стратегии и тактики. Удалось ли это осуществить?

- Успехи, мне кажется, есть. До смены руководства в отделении состояли, что называется, «демократы первой волны». Диалога с бизнес-структурами, на которые сейчас опирается СПС, практически не велось. Из-за этого возникали серьезные проблемы с финансированием, деятельность организации была практически незаметна в масштабах края. А ведь отделения СПС в других субъектах Федерации имели гораздо больше как в политическом, так и в материальном плане. В их рядах состояли депутаты законодательных собраний областного, краевого и муниципальных уровней, предприниматели с охотой давали деньги на различные акции. И по России таких организаций – большинство.

Ситуацию на Ставрополье удалось во многом переломить. У нас уже есть наработанные контакты с бизнесом. Результатов удалось добиться в том числе благодаря визитам в край лидеров СПС И. Хакамады и Б. Немцова. Но проблемы по-прежнему существуют.

- У одного из ваших политических оппонентов – «Единой России» есть четкая установка: партийные кандидаты должны участвовать во всех выборах. Стоит ли подобная задача перед СПС?

- Итоги декабря однозначно говорят о том, что парламентскую гонку проиграл федеральный политсовет партии. Он не смог предложить четкой идеологии и уповал на собственные силы. Согласно официальным данным, СПС потратил больше всех средств на выборы депутатов ГДРФ, но до регионов деньги не дошли. Мы собираемся участвовать в выборах всех уровней, но если не будет поддержки со стороны федеральных партийных структур, в том числе и материальной, все это будет походить на профанацию. Пока Москва заявляет о готовности поддержать регионы.

- Сейчас идут муниципальные выборные кампании в Пятигорске и Невинномысске, в апреле – выборы в городскую Думу Ставрополя. СПС уже определился со своими предпочтениями?

- Уже есть некоторые идеи относительно Пятигорска и Невинномысска, но решение будет коллегиальным, его должен принять политсовет, так что пока озвучивать персоналии рано. Думаю, у партии есть достаточные шансы на успех и на выборах депутатов Думы краевого центра.

- Что вообще происходит с правыми? Можно ли считать итоги парламентских выборов крахом «правой идеи» в стране?

- Говорить о крахе «правой идеи», по-моему, нельзя. На съезде СПС, который состоялся в Москве пару недель назад, прозвучала такая мысль: в стране есть еще одна правая партия. Речь шла о «Единой России». Согласитесь, ее ведь нельзя отнести к левым? Понятно, что это партия власти. Но ведь, по сути, те реформы, которые она предлагает провести, во многом созвучны программе СПС. Но это скорее риторика.

«Правая идея» в России не умерла. Да, у нее сторонников не так много, но в этом случае качественный состав гораздо важнее количественного.

- Общемировая практика показывает, что правые, если хотите, применительно к России - «западники», реформаторы, в любой цивилизованной стране стоят особняком на политическом олимпе, они всегда в меньшинстве. Российская тенденция тоже такова?

- России еще далеко до цивилизованной страны. И не потому, что мы не цивилизованные, просто мы родом из прошлого. И если правые идеи четко не объяснить, многие их понимают на тривиальном уровне: реформаторы забрали деньги у народа, устроили дефолт… Нужно уметь объяснять суть идей, этому мы учимся. А относительно процента в обществе, который поддерживает правых, он достаточно стабилен.

- На уже упомянутом вами съезде партии говорилось, что состоится двухмесячная дискуссия в регионах по поводу реформы и дальнейших стратегических планов СПС. Есть ли какие-либо наработки у ставропольского отделения?

- Детальная дискуссия о дальнейшей стратегии и тактике работы состоится на конференции. Говоря о Ставрополье, можно отметить, что не исключена возможность ротации кадров в политсовете регионального отделения. Я, как и все члены политсовета, последовал примеру лидеров партии и написал заявление об отставке. Такой шаг не стоит расценивать как очередные партийные игры в порядочность. Просто итоги парламентских выборов – существенный показатель, и нужно досконально во всем разобраться, в том числе, если понадобится, и в кадровом вопросе.

Относительно федеральной стратегии существуют две точки зрения. Первая предполагает «глухую» оппозицию по отношению к действующей власти, что демонстрирует сегодня И. Хакамада как кандидат в президенты. Примерно такой же точки зрения придерживается другой лидер СПС Б. Немцов. Другие лидеры (А. Чубайс и Е. Гайдар. – Е.К.) выступают за цивилизованный диалог с властью. Мне больше импонирует вторая точка зрения, несмотря на то, что на съезде я голосовал за поддержку И. Хакамады на президентских выборах. (Из 137 делегатов съезда 61 были солидарны с Б. Оболенцем, а 76 проголосовали за «свободное» волеизъявление членов партии 14 марта. – Е.К.).

- СПС отложил вопрос о лидере партии, решив рассмотреть его после президентских выборов. Вы бы кого поддержали?

- Я думаю, что А. Чубайс в данной ситуации сможет выстроить четкую структуру СПС, которая бы реально работала.

- А вас не пугает отношение широких масс к этому политическому персонажу?

- Процент популярности, который он имеет, меньше стать не может. Ему остается или расти, или оставаться на том же уровне. Положительных качеств А. Чубайса отрицать нельзя. Он менеджер, приведший к успеху ряд крупных начинаний.

- Вы говорили, что федеральные структуры партии на декабрьских выборах тянули одеяло на себя. Так оно будет и дальше продолжаться?

- Лидеры партии согласились с тем, что работу нужно переносить в регионы. В новый политсовет партии вошло много руководителей региональных отделений. И СПС должен не только декларировать свои идеи в программах, партийных документах и заявлениях, но и реально помогать тем же предпринимателям именно в регионах, заниматься реформой армии и ЖКХ на местах.