00:00, 21 января 2004 года

Образовательная карта будет меняться

Исполнение обязанностей начальника управления образования администрации Ставрополя до новых выборов Валентина Ивановна совмещает с депутатскими. Все это дает ей достаточно широкий взгляд на происходящее в просвещении города и края. Сегодня В. Новикова – гость полосы.

- Валентина Ивановна, вы пришли в управление на пике модернизации. Школа готовится переходить к профильному обучению, к подушевому финансированию. Как видится вам возможность этих преобразований в краевом центре? Помогают ли десять лет директорства в лицее № 8?

- Здесь есть и плюсы, и минусы. Например, переход к профильному обучению не кажется мне чем-то невозможным, поскольку именно в лицее № 8 я его отрабатывала вместе с педагогическим коллективом в течение последних шести-семи лет. Мы сделали бывшую среднюю школу однопрофильным лицеем, где ребята получают углубленные знания по экономике. Большое количество наших выпускников закончили или учатся на экономических факультетах вузов, некоторые используют полученные знания в других профессиях. Так что опыт практической работы помогает мне осмыслить задачи, стоящие перед системой образования города. С другой стороны, первое время в новой должности, принимая решения, я как бы ощущала себя на месте директора школы: как бы я отреагировала на эту проверку или на такой приказ… Стараюсь найти компромисс между этими двумя ипостасями.

- И что видится теперь по-другому?

- Вы знаете, каждый директор школы стремится сохранить свое образовательное учреждение, контингент учащихся, педагогический коллектив неизменным. Но, с другой стороны, в сегодняшней своей должности я не могу не понимать, что перемены грядут, и довольно резкие.

Серьезно меняется демографическая ситуация. Спад рождаемости коснулся даже самых массовых школ Ставрополя. Если гимназия № 25 в этом учебном году набрала лишь четыре первых класса, то что говорить о других. И хотя подушевое финансирование пока не оформлено законом, но это дело ближайшего будущего. В чем его суть? Школа получит на год деньги по схеме: финансовый норматив на одного ученика, помноженный на количество учащихся, - и ни копейки больше. Вы представляете, что будет со многими общеобразовательными учреждениями при уменьшающемся с каждым годом набором первоклассников? Могут появиться школы-банкроты. Ведь в этот норматив закладываются не только учительская зарплата, но и все прочие расходы, включая коммунальные платежи, которые сейчас в Ставрополе по отдельной статье полностью финансируются из городского бюджета. Поэтому уже сегодня руководители учебных заведений должны над многим задуматься. Новая система финансирования обострит конкуренцию между школами. Чтобы издержки свести к минимуму, необходимы перемены в структуре городской образовательной сети.

Мы в управлении работаем над этим. Существует проект, по которому город будет разбит на десять секторов. На карте Ставрополя появятся школы старших классов, начальные, школы I-II ступеней.

- Что это даст?

- Школы старших классов возьмут на себя профильное обучение. Пока видится две-три такие школы на город с хорошей материальной базой, соответствующим кадровым потенциалом. В них можно будет не только ввести много различных профилей обучения, но и на высоком уровне готовить выпускников к Единому государственному экзамену, а значит, к поступлению в вузы. Впрочем, ряд хорошо зарекомендовавших себя, имеющих высокий престиж учебных заведений, в основном лицеев и гимназий, могут остаться в сегодняшнем статусе. Зависеть это будет, опять же, от того, поведут ли туда родители своих детей. Думается, что начальные школы – их планируем создать в каждом секторе – устроят большинство родителей. Для малышей там можно будет организовать комфортные условия с четырехразовым питанием, специальной мебелью, сетью кружков и секций. Ведь и сейчас некоторые семьи стараются отдавать первоклассников не просто в школу, а в школу-детский сад.

Многим учебным заведениям, очевидно, придется стать девятилетками.

Говоря об этих преобразованиях, я понимаю, как нелегко будет претворять их в жизнь. Есть инерция мышления педагогических коллективов и родителей, которые часто рассуждают так: я выпускался из этой школы, мои братья и сестры ее закончили, пусть и дети мои получат в ней образование. Видимо, в ближайшее время стереотип придется менять, и мы надеемся на помощь СМИ в этом вопросе.

- Вы говорите о конкуренции между учебными заведениями. Но конкурентоспособность школы – это прежде всего высококвалифицированные педагогические кадры. Даже материальная база – уже во вторую очередь. А где их взять, если происходит процесс старения учителей, молодые же в школу идти не хотят.

- Это действительно серьезная проблема. Большинство учителей работают на две ставки, чтобы как-то прокормить семью. Качественно можно дать три-четыре урока в день. Шесть-семь на хорошем уровне – нереально. И молодежь по материальным соображениям в школы не идет. Я надеюсь на то, что в ближайшее время будет пересмотрена система оплаты труда учителя. Создание материальной базы для той же старшей школы, например, также требует дополнительных затрат: ведь нужна хорошая информационная база, лаборатории по естественно-научным дисциплинам и т.д.

Сегодня же ситуация не самая лучшая. В образовании с прошлого года остались переходящие долги, остро стоит вопрос с установкой систем противопожарной безопасности, недостает средств на капитальный ремонт электропроводки. В 2003 году денег из городского бюджета выделялось больше, чем ранее, но все равно мало. Правда, радует тот факт, что вот-вот сдадут жилой дом для бюджетников, собираются закладывать еще один, и учителя получат новые квартиры.

- Реструктуризация школ - это 2004-2010 годы. Что думаете сделать в ближайшее время?

- В этом году планируем открывать первую школу старших классов, начальную школу. Начнут функционировать школы I-II ступеней (девятилетки).

- Удачи вам!