…И компьютер из дому принесут
И хотя семинар, на котором довелось побывать, носил довольно официальное название «Интернет-технологии в профессиональной деятельности», стоило посидеть на одном из его «круглых столов», чтобы убедиться, какой живой интерес вызывают эти самые Интернет-технологии у профессионалов – учителей края, которые пытаются внедрить полученные знания на уроках и во внеклассной работе. Это интерес, прежде всего, к открытому миру, к расширению не только границ своей деятельности, но и сознания – учительского и детского.
Как известно, по различным программам сельские и городские школы получают комплекты компьютерной техники. Она есть уже практически во всех школах. Другой вопрос – сколько и какая. Самое удивительное, что удалось услышать на «круглом столе», - это как в маленьких школах, на двух-четырех компьютерах (иногда, как выразился один из выступавших, раздолбанных), без подключения в Интернет, учителя умудряются обучать ребят созданию web-сайтов, выходу в этот самый отсутствующий Интернет и прочим чудесам. Как говорится, смекалки русскому человеку не занимать. Так, Р. Буряк, учитель информатики из села Тахта Ипатовского района, на домашнем компьютере выходит в Интернет (разумеется, за собственный счет), скачивает сайты, с которыми затем его ученики работают в локальной школьной сети.
А. Прокопюк из Тамбуканской средней школы Предгорного района рассказывал о том, что можно сделать в маленькой школе, где 130 учеников и два компьютера.., если на собственные деньги купить еще и матричный принтер. Все выступавшие объясняли, что, как только в школе появляется информационный класс или просто кабинет, где стоят два-три компьютера, он начинает работать с первого звонка и до десяти вечера. Учителя, пройдя обучение в СтавРЦИО, передают знания коллегам, создают соответствующие методические объединения – их представление также состоялось на семинаре. Естественно, что в кабинете с утра до вечера толкутся ученики. В учебное время здесь проводят занятия, во внеучебное – готовятся к урокам, внеклассным мероприятиям, включая игру «О, счастливчик!» и школьные дискотеки. И почти нигде учителю информатики за переработку не платят. Нет в большинстве сельских школ и лаборантов, которые могли бы подменить педагога во второй половине дня. Как выразился тот же Р. Буряк, все делается в рамках личной инициативы и личного времени. А также порой и с помощью личной техники. Е. Поречный из Красногвардейского района на свои уроки истории периодически приносит из дома собственный компьютер и собственный телевизор, чтобы оживить преподавание, расширить рамки предмета.
Учителя демонстрировали сайты, рассказывали о своих учебных и воспитательных компьютерных программах. В. Великохатько, учитель информатики лицея № 35 Ставрополя, разработала программу адаптации детей-инвалидов к школьной среде. Лицей включен в российско-канадскую программу и будет обучать детей с ограниченными возможностями не индивидуально, как в нашей практике принято, а в обычных классах, вместе с обычными, здоровыми детьми. Завуч по воспитательной работе В. Андрамонова из ставропольской школы № 27 развеселила присутствующих: в ее СШ прошли выборы школьных президента и парламента, где были теледебаты, «черный» и «белый» пиар – все как в жизни. Использовались на всех этапах и компьютерные технологии.
И все же главным впечатлением для меня остались именно энтузиазм этих людей, их интерес к своей профессии, к ее информационным возможностям. Тот, кто хорошо знает учительскую среду, согласится, что вызвать такой интерес у педагогов сейчас трудно. За информационными технологиями, по мнению школьных преподавателей, будущее. Интернет-центр показывает им этот путь. Очень хотелось бы, чтобы министерство образования края находило возможности еще и финансировать их энтузиазм: доплачивать за переработку, изыскивать для школ технику поновее… Нелишне будет.