Брат за брата
- Я сожалею о случившемся, а дома остались маленькие племянники и брат, о которых теперь некому позаботиться, потому что моя мать недавно умерла и теперь они остались одни…
Что же случилось в семье Баймурадовых? Был когда-то их дом в селе Набера Гудермесского района Чечни полон людей, а теперь, кроме малолетних детей, никого…
Если бы не обычаи предков, не сидел бы 22-летний Асланбек на скамье подсудимых. Он не очень вникал в свое время в разборки между своим старшим братом Маербеком и Исмаилом Асхаповым. Последний задолжал Маербеку деньги, а возвращать не собирался. Неприязненные на этой почве отношения переросли однажды в крупную ссору и драку, результатом которой стало убийство. Маербека предали земле, а его убийца уехать из деревни, как того требовали обычаи предков, не пожелал. Более того, он смеялся в лицо тогда еще несовершеннолетнему Асланбеку и говорил, что тот не мужчина, раз не может отомстить за брата. Совет старейшин пытался примирить кровников, но категорически возражала против этого мать убитого. Именно она и внушала своему сыну Асланбеку, что он должен поступить, как того требует закон гор, - убить убийцу брата. Поскольку сделать это больше некому. Еще один старший брат - в тюрьме, а младший пока очень мал. Подливали масла в огонь и некоторые односельчане. Однажды парень собрался и уехал в Курчелой, где на рынке купил пистолет и патроны к нему. И совсем скоро купленное оружие было использовано по назначению. Асланбек постучал в дом кровника и вызвал его для разговора. Как показал сам подсудимый, пытался уговорить его уехать из села. Но Исмаил, как обычно, начал над ним издеваться. Тогда «заговорило» оружие: четыре выстрела в упор поставили точку в разбирательствах. Подбежавшие к окну дети и сестра Асхапова видели удаляющегося с места убийства Асланбека.
Отомстивший за брата Асланбек прежде всего продал пистолет на том же рынке, где его купил, и скрылся. В отличие от убитого он последовал предписаниям адата (обычное право у горских народов. – Л.К.). Работал в другом населенном пункте, строил мечеть. Когда через четыре года его арестовали за убийство по мотиву кровной мести, он очень сильно удивился, что, оказывается, был в розыске. Потому что, по его мнению, ни от кого не скрывался, а уехал из деревни, потому что так велит обычай. Более того, он приезжал на сельский сход, на котором совет старейшин простил кровника и примирил враждующие семейства, но и тогда органы правопорядка его не задержали. Асланбек не считает преступлением то, что сделал. Он выполнил желание матери, отомстил за брата. Хотя на суде и покаялся в надежде на «положительный» приговор.
Желание матери обернулось для сына сроком лишения свободы на пять лет в колонии общего режима. Суд учел, что на момент убийства Баймурадов еще не достиг порога совершеннолетия, а также доказанный факт подстрекательства к убийству со стороны матери и односельчан. В совокупности это квалифицировано как стечение тяжелых жизненных обстоятельств.
Российский уголовный закон, устанавливая ответственность за убийство, включает в число отягчающих это преступление обстоятельств кровную месть (статья 105, часть 2, п «л»). Но, что понимается под этим термином, не поясняет ни сам текст УК РФ, ни комментарии к нему. Понятие кровной мести раскрывается опосредованно либо через причину, либо через цель. Определение же понятия как такового остается вне поля зрения исследователей. Чтобы ответить на вопрос, необходимо обратиться к истории. Кровная месть известна с древнейших времен. В основе ее лежали общественные отношения родового строя, то есть кровная месть была неотъемлемой чертой дохристианского и доисламского общества. Обычай мстить за убийство кровью сохранился не у всех народов. Сегодня это скорее пережиток, чем правило, но не считаться с его присутствием в нашей жизни нельзя.
Дела по статье убийство из кровной мести вообще очень редки в судебной практике. Но это не есть зеркальное отражение действительности. Зачастую нераскрытые преступления на Кавказе – результат верности старым горским обычаям. В первую очередь, это касается Чечни. Многие убийства в республике совершаются на почве кровной мести, которая за годы беспредела стала для местного населения единственным способом восстановления справедливости. Не случайно в ЧР даже создана комиссия по примирению враждующих кланов. И у нее немало возможностей это сделать, если учесть, что и в стародавние времена в Чечне стремились не допустить распространения вражды между кровниками. Примирение сторон происходило путем простого рукопожатия и произнесения фразы: «Мы вас перед людьми прощаем». Такое смягчение нравов историки объясняют благотворным влиянием ислама.
Что касается дела Баймурадова. Его защитник считает, что и в сложившихся обстоятельствах можно было предотвратить преступление. Администрация, совет старейшин села, по ее мнению, не проявили в свое время должной настойчивости. Во-первых, не было принято никаких мер в отношении убийцы брата Асланбека. Во-вторых, не дано своевременно должной оценки действиям убитого Асхапова, который, по сути, своими действиями провоцировал кровника. Но есть одно «но», которое перечеркивает все эти неосуществленные возможности. Слово матери стало для Асланбека решающим.