Собираясь в полет, захватите бутерброд
Самые нелюбимые природные явления у людей, которым часто приходится летать, наверняка затяжные ставропольские туманы. Как спасается самолет от обволакивающей белесой дымки? Садится на площадку к ближайшим коллегам, где с погодой в этот день повезло больше. А дальше, уважаемые пассажиры, скажите спасибо, что вообще приземлились, и решайте свои проблемы самостоятельно.
Вот и я так недавно летела из столицы Родины домой. Громогласное «по метеоусловиям мы направляемся в аэропорт Кавминвод», а не Ставрополя, произнесенное по бортовой сети спрятавшейся стюардессой, произвело действие, равносильное фразе: «Ребята, мы падаем». На часах около одиннадцати ночи, в багажном отсеке тяжеленные чемоданы, все устали после тяжелого дня и перелета… А тут новая головная боль – как преодолеть еще больше ста незапланированных километров пути. Люди забили тревогу. Самые нервные атаковали сотовые телефоны, предупреждая встречающих, мол, разворачивайтесь… И это при посадке, когда пользоваться мобильной связью строго запрещено по технике безопасности. Но в тот момент это никого не волновало (бортпроводницы по-прежнему упорно не появлялись, даже когда их вызывали находящиеся в стрессовом состоянии пассажиры). Наконец, сели. «Самолет вас с удовольствием доставит в Ставрополь завтра в девять утра, до свидания», - распрощались так и не представшие воочию стюардессы. Вот уж спасибо за столь «заманчивое» предложение. А что сейчас делать?!
…Малая родина встретила негостеприимно. Ледяная морось, ветер, назойливые таксисты.
- Дорогая, три тысячи рублей, и я тэбя вместе с чемоданами домчу домой со скоростью вэтра! - неслось со всех сторон от атакующих водил.
- Как это нэт таких дэнег? Ты же из Москвы едэшь…
Особенно жалко было иностранку. Абсолютно ничего не понимая по-русски, она лишь растерянно улыбалась и вежливо пыталась отобрать свою дорожную сумку из рук семи-восьми таксистов, каждый из которых пытался унести ее в свою машину. Суммы же за проезд ей назывались астрономические – конечно, в долларах и только в сотнях. Хорошенькое же впечатление останется у иностранной гражданки о России и особенно о Южном регионе. И это при том, что сегодня мы рекламируем наши курорты по всему миру как самые гостеприимные и уютные.
В общем, куда обращаться за помощью, я так и не поняла, что делать - тоже. После бессмысленных получасовых блужданий между аэропортом и автовокзалом пришлось-таки ехать на такси – нашелся совестливый мужчина (между прочим, как он потом признался, сотрудник аэропорта), который загрузил более десятка страждущих в свою «Газель», собрав с нас всего (!) по триста рублей, и отвез в Ставрополь.
- Видели, как таксисты разозлились, что я вас увез, – делился впечатлениями в дороге «наш» водитель. – Но мне-то они ничего не сделают. Я среди них фигура привилегированная, потому что работаю в аэропорту. А вот чужаков там не любят, дань с них могут взять, а то и вовсе прогнать. Там за долгие годы настоящая водительская мафия образовалась. И цены устанавливают только сообща, сговорившись.
По приезде домой первым делом звоню в аэропорт. Без претензий, понимаю – бесполезно. На всякий случай, чтобы следующий раз знать, как не остаться на улице.
Искать ответ пришлось долго. Почему-то ни ставропольские, ни минводские сотрудники компании «КМВАвиа» не могли внятно ответить на вопрос, несет ли авиаперевозчик ответственность за доставку пассажиров до конечного пункта назначения. «А что мы поделаем, если опустился туман или гроза началась?! Это не наша вина, поэтому никакой ответственности мы не несем», - твердили все, как один.
В результате поиски ответа привели к юридическим нормам. Итак, взаимоотношения между авиаперевозчиком и пассажиром регулируют два основных документа – Воздушный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ. Билет же является договором, в котором оговорены основные условия соглашения. В Гражданском кодексе сказано, что «перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования транспортных средств, если это произошло вследствие непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий…». И в то же время в Воздушном кодексе говорится о том, что «пассажир воздушного судна имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) полете».
В претензионном отделе Минераловодского аэропорта объяснили, что нам действительно должны были предоставить гостиницу. Причем бесплатно, правда, без питания. Положенных же благ нужно было требовать у начальника смены службы пассажирских перевозок. И впредь будем знать, что именно этот человек обязан решать все возникшие проблемы и вопросы пассажиров.
А что касается предположения, что аэропорт мог бы прислать автобус за «своими» пассажирами, то начальник штаба – первый заместитель директора СФ ФГУП «КавМинВодыАвиа» Петр Маркин прокомментировал: «Либо воздушным, либо наземным путем, но наш аэропорт всегда старается довезти пассажиров до конечной остановки. Мы вовсе не обязаны это делать, просто следуем давно устоявшейся традиции». А о нас, наверное, просто забыли. Или на ночные рейсы эта хорошая традиция не распространяется?!
В общем, самолет, конечно, удобен. Но лишь для тех, у кого в кармане всегда есть деньги на всякий экстренный случай. А вот еще совет: перед полетом запасайтесь бутербродами, мало ли что…
Комментарий отдела безопасности «СП»
Надо отметить, что описанный случай далеко не единичный. Читатели часто жалуются в редакцию на крайне неудобную и непонятную систему, когда вроде бы и деньги немалые платишь, и страховки все необходимые оформляешь, а все равно до конца воздушного пути добираешься с приключениями. Так, в свое время уж совсем не повезло одному сотруднику «СП». Самолет с ним на борту, конечно же, приземлился не в Ставрополе, как планировалось, а в Минводах. Упрямые пассажиры остались ждать автобуса из аэропорта краевого центра. Он и пришел. Да только до Ставрополя все-таки не добрался – по дороге сломался. Людям же пришлось срочно эвакуироваться и ехать на такси.