Миша Ляшенко

Здесь, в Красногвардейской школе-интернате (в так называемой коррекционной школе шестого типа), живут и обучаются дети, страдающие ДЦП, синдромом Дауна, со сниженным интеллектом причем не только из нашего края, но и из Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечни. Школа на хорошем счету. Тут большой штат педагогов и медиков: без их внимания не остается ни один ребенок. Трудовое обучение ведется по шести профилям. Многие ее воспитанники впоследствии хорошо устраиваются в жизни. Но материнской ласки, домашнего тепла многим ребятам, конечно же, не хватает. Разве виноваты они в том, что так сложилось их детство?

Как раз эта школа и стала одним из многочисленных «субъектов» благотворительной акции «Каждому ребенку – новогодний подарок!». Она была проведена вместе с краевым обществом инвалидов детства «Дельфин» – с тем самым «Дельфином», который в отличие от многих других общественных инвалидских организаций края уже успел сделать действительно немало.

Он был участником канадско-российского проекта. Совместно со Ставропольской библиотекой для слепых имени Маяковского выиграл также муниципальный грант. Руководитель «Дельфина» Мария Евсеенко, участвовавшая в работе Всемирной конференции по проблемам инвалидов, твердо решила: люди с ограниченными физическими возможностями могут и у нас жить не хуже, чем за рубежом, тем более если учесть присущую российскому менталитету душевность, а также то, что рано или поздно, но и у нас будет создан эффективный механизм работы общественников-волонтеров.

Среди множества добрых дел, которыми «Дельфин» по праву гордится, есть и такое: общество помогло уже нескольким семьям пристроить на учебу их детей – здоровых! – в различные учебные заведения края на бесплатной основе – таким образом, средства из семейного бюджета экономятся для лечения больных ребят. То есть речь уже идет не о разовых акциях и подарках (хотя и они, конечно, нужны), а о мероприятиях более масштабного характера, о постоянном шефстве над своими подопечными. Мария Евсеенко любит в связи с этим вспоминать известное изречение, которое берется сейчас за основу социальной защиты многих категорий населения: «Если хочешь помочь человеку, чтобы он не умер с голоду, не рыбку ему предложи, а научи ловить эту рыбку».

Мария Федоровна не теряет надежды, что и в судьбе Миши Ляшенко, оказавшегося на этом новогоднем представлении в школе, тоже произойдут отрадные перемены, потому что, считает она, на свете есть много хороших, отзывчивых людей, которым близки проблемы детей-инвалидов. Вот, скажем, частный предприниматель из Ставрополя сделал Мише очередной подарок, который во время этой акции был ему вручен. Это и одежда, и различные игры.

Внимание к скромной персоне М. Ляшенко не случайно. О нем Марии Федоровне рассказал, приехав в Ставрополь на выходные, ученик этой же Красногвардейской школы Ваня Сулименко, который живет с Мишей в одной комнате. М. Евсеенко теперь озадачена: «Может, найдется трудовой коллектив или частный предприниматель, который взял бы его к себе в ученики, на работу?».

Судьбу Михаила исключительной не назовешь. Таких много. Он страдает ДЦП, у него нарушен опорно-двигательный аппарат, неуверенно стоит на ногах, но смотрит на своих благотворителей цепким взглядом, выжидающе. Он сирота: мать отказалась от него, когда он был еще в грудном возрасте. Здесь, в школе, мальчик по вспомогательной программе прошел полный курс обучения. А что дальше? Куда определяться, чтобы жить по возможности полноценно, не чувствовать себя ущербным и другим доставлять меньше хлопот. Где жить? Чем заниматься?

Мы говорили на эту тему и с М. Евсеенко, и с директором школы В. Царицынской, и с учителями. По идее, Михаил должен получить жилье в Минеральных Водах – по месту рождения и своей прописки, но опять же одного его там не оставишь: он не может сам себя полностью обслуживать. А кроме того…

– Ни за что туда не поеду! – говорит он твердо. – Родственники? Нет их у меня… А может, и есть, но я не хочу к ним: только расстрою и их, и себя. Учиться в Ессентуках – в спец-училище? Я не потяну по предметам. Мне предлагали еще на повара учиться, но у меня здоровье не позволяет.

– Но ведь ты же должен чем-то заниматься! Не можешь же вечно тут жить, в школе.

– У меня самое большое желание – выучиться, даже не знаю, на кого: на массажиста, например. И жить в этом селе. Мне тут очень нравится.

– Почему на массажиста?

– Я помог массажем одному человеку, и он год уже не болеет.

Мишу, как выясняется, пытались уже определить в различные учебные заведения, но он не подходил по «параметрам». Пробовали «внедрить» его в одну семью – взяли его с радостью, но он не прижился. Опять вернулся в школу.

– Была бы у меня тут, в Красногвардейском, квартира – вот было бы хорошо! – мечтательно произносит он.

Таким оказывается его новогоднее желание. Но, увы, едва ли оно сбудется. Да, на сбер-книжке у Миши скопились кое-какие деньги от получаемой пенсии, но их не хватит, чтобы и полдома купить…

Виктор ВОВК