Очень умная игрушка
Актриса Ставропольского краевого театра кукол Лада Свиридова знает все про обезьян. Ей доводилось их играть на сцене…
- Лада, обезьянка в кукольном спектакле – это какой характер?
- Каждая кукла в театре, как известно, маска. Обезьяна – образ, безусловно, положительный. Это характер неунывающий, энергичный, удачливый. Берется за все, даже за то, чего не умеет. Когда-то у режиссера В. Ястребцева я играла Обезьяну в спектакле «38 попугаев» по Григорию Остеру. У нее был совершенно не похожий на других внутренний мир, своя, я бы сказала, очень нелогичная логика, она всех сбивала с толку, но все равно оставалась собой довольна. Считала, что всем помогает и что незаменима.
- А кукольная обезьянка у вас на руках из какого спектакля? Так и хочется спросить – это кто?..
- Это Артик, он из старого-престарого спектакля «Очень умные игрушки». Мы его не играем давно, но Артик на покой не ушел. Непременный участник всех капустников, юбилейных представлений. Замечательно исполняет пародии на российскую «попсу» - такой собирательный образ нашей дерганой, вихляющейся эстрады. Чем еще эта маска особенно хороша – обезьяна ведь похожа на человека, любит его передразнивать. Я с Артиком работаю в детских садах на утренниках, мы вместе даем уроки хороших манер. Он, бывает, чешется, ковыряет в носу, хватает без спросу игрушки, а дети думают, хорошо это или плохо.
- Кстати, о передразнивании. Говорят, актер – профессия «обезьянья». Случается, что общаетесь с людьми – и в то же время что-то подмечаете за ними, что потом передадите своим героям?
- Сплошь и рядом. Манеру говорить, походку особенно… Идет человек по улице, плечи опущены, внутреннее состояние можно передать одним этим.
У меня был случай на репетициях спектакля «Котенок Гав». Режиссер Г. Гольдман требовал, чтобы я играла Котенка как мальчишку-подростка, а у меня не выходило. И так пробовала, и этак… И вдруг режиссер сказал: играй Никиту. Это мой сын, ему тогда было тринадцать лет. Я взяла его манеру говорить, двигаться – и получилось.
- Актеры ведь не любят, когда режиссер хочет, чтобы они были «обезьянами» и все делали, как он велит или показывает?
- Хороший режиссер не показывает. Он объясняет актеру, чего от него хочет в спектакле. Если он меня своей идеей заразил, то я буду воплощать ее с удовольствием. А если режиссер на актеров давит, то они, даже не меняя рисунка роли, могут сказать ему со сцены все, что о нем думают. Устроить дразнилку почище нашего Артика…
- Вы по восточному календарю кто?
- Я как раз Обезьяна. 2004-й – мой год, мне исполнится 36. 12 лет назад год Обезьяны был у меня очень успешным и в творческом, и в личном плане. Надеюсь, что наступающий станет таким же.