00:00, 23 декабря 2003 года

Лишь бы не было теракта из-за… недосыпа

Только неласково встретил своих защитников курортный регион – об этом мы с коллегой узнали совершенно случайно, когда на себе решили проверить нынешний уровень защищенности пассажиров электричек.

Первое, что бросилось в глаз - прямо на перроне, на тоненькой подстилке лежала съежившаяся от холода овчарка и равнодушно взирала на проходящих людей. Псину била мелкая дрожь, и было ясно, что сейчас мимо нее можно пронести хоть чемодан с тротилом - не среагирует. Рядом с собакой стоял не менее замерзший омоновец с темными кругами под глазами и посеревшим от недосыпа лицом. Разговорились. Не зная, что общается с журналистами, сержант рассказал, что сюда приехал недавно, в составе сводного отряда ОМОНа. Изначально обещали, что поселят в санатории и обеспечат трехразовым бесплатным питанием. Однако живут омоновцы где-то в Минводах, и отнюдь не в санатории, на питание получают по 100 рублей в сутки – стоимость одного нормального обеда в третьеразрядном кафе. А ведь еще и собаку надо накормить… Сердобольные пассажиры, глядя на усталую животину, периодически пытаются угостить то конфеткой, то печеньем – но собака служебная, умная, от чужого еду не возьмет…

Работают стражи порядка по двенадцать часов в сутки, без выходных. Каждый подозрительный человек и багаж проверяется металлоискателем. Но, говорит собеседник, всех проверить невозможно, потому что металлоискатель реагирует даже на наручные часы. Поэтому приходится очень внимательно приглядываться к каждому человеку на вокзале, выбирая для проверки наиболее подозрительных - прежде всего молодых людей неславянской внешности. Женщин тоже проверяют - просят показать сумочку или расстегнуть верхнюю одежду, дабы убедиться, что под ней нет пояса шахида…

- Хорошо, что хоть люди относятся ко всем этим неудобствам с должным пониманием, – делится омоновец, - некоторые даже посмеиваются над тем, что часто из-за внешности попадают в поле зрения милиции. Но все равно к концу дежурства в глазах начинает двоиться, людские лица как бы слепляются в один комок - о каком повышенном внимании и бдительности может идти речь? Даже собака уже ни на что не реагирует…

Сержант говорит, что сначала рассчитывал - пробудет в регионе около двух месяцев, и домой. А недавно сказали: будете здесь работать, пока не пройдут президентские выборы: «Тогда лучше сразу уволиться. Потому что выдерживать такой режим невозможно» - угрюмо констатирует он.

Вероятно, страж порядка что-то и преувеличил, однако то, что люди выматываются до предела, – видно и так. Служебную собаку, занимающуюся обнаружением наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, эффективно можно использовать только в конкретном временном режиме, говорят профессиональные кинологи, два часа работы, затем получасовой перерыв, затем еще полтора-два часа работы, и все. Дальше собака теряет к происходящему интерес и «силком» заставить ее активно «работать носом» попросту невозможно.

И где гарантия, что в какой-то момент такой вот продрогший и полуголодный сержант с собакой не по халатности, а из-за элементарной усталости пропустит в электричку милую девушку, которая окажется террористкой-смертницей?

Сегодня на каждой железнодорожной станции работают десятки сотрудников милиции, из окна электрички можно увидеть, как вдоль полотна то тут, то там идут наряды со служебными собаками. По вагонам регулярно «курсируют» патрульные милиционеры, присматриваясь к пассажирам и к багажу. И, что удивительно, следом заходят нагруженные увесистыми сумками продавцы всякой мелочевки и газет, вагонные барды и попрошайки – видимо, у линейной милиции к ним стопроцентное доверие…

…Вообще, после трагедии 5 декабря количество пассажиров электропоездов поубавилось – люди предпочитают без особой на то надобности в электричку не садиться, пользуясь услугами междугородных маршруток, водители которых, кстати, снизили для студентов стоимость проезда из Кисловодска до Пятигорска на двадцать рублей. Днем электрички идут почти пустыми, и даже в утренние часы былого наплыва пассажиров не наблюдается. Видимо, эта тенденция сохранится еще некоторое время – второй по счету взрыв электрички разрушил в людях наивную веру в то, что бомба в одну и ту же воронку дважды не падает…